Глазовский районный комитет народного контроля Удмуртского республиканского комитета народного контроля

Номер фонда:
Р-352
Начальная дата – конечная дата:
1963–2011

Описи (1)

№ описи Наименование описи Тип описи Начальная дата – конечная дата Объём ед. хр.
1 Опись № 1 дел постоянного хранения Управленческая документация 1963–2011

Аннотация

В архивном управлении Администрации города Глазова в фонд Р-352 приняты документы Глазовского районного комитета народного контроля за 1963-1990 годы в количестве 800 дел. Впервые документы поступили 14 ноября 1968 года. Документы в данный фонд поступали неоднократно. Согласно актам приема-передачи документов на хранение документы были приняты:

Дата приема Годы Количество дел №№ актов

14.11.1968 г. 1963-1965 гг. 20 1

15 апреля 1971 г. 1965-1969 гг. 175 2

10 октября 1974 г. 1970-1972 гг 142 3

16 июня 1975 г. 1973-1974 гг 61 4

10 марта 1978 г. 1971-1976 гг. 43 5

01 марта 1984 г. 1977-1978 гг. 41 6

19 февраля 1986 г. 1976-1980 гг. 44 7

26 апреля 1988 г. 1981-1982 гг. 42 8

05 июля 1990 г. 1983-1984 гг. 52 9

08 августа 1990 г. 1985-1990 гг. 180 10

В 1976,1993,2000,2005 гг. сотрудниками архива проводились проверки наличия и состояния документов данного фонда. Числящиеся по учетным данным все дела были в наличии. В ходе проверок наличия документов дела, требующие технической обработки (ремонт, замена и оформление обложек, составление заверительных листов, выявление затухающих текстов, нумерация листов) не были выявлены. Физическое состояние документов хорошее.

В состав фонда вошли следующие виды документов:

- постановления, поручения и указания советских, партийных органов комитетов Народного Контроля СССР и УАССР;

- стенограммы, протоколы совещаний, планы семинаров, проведенных Комитетом Народного Контроля

- протоколы заседаний Комитета партгосконтроля, районного комитета народного контроля;

- планы работ групп содействия Комитета партгосконтроля;

- отчеты и справки о работе;

- документы заседаний Комитета партгосконтроля;

- статотчеты;

- документы проверок;

- списки групп и постов народного контроля и т.д.

По состоянию на 01.04.2016 г. в данном фонде по описи 1 числится 800 дел постоянного хранения за 1963- май 1990 гг.

Начальник сектора

научно-справочных документов С.Г.Белослудцева

01.04.2016 г.

Историческая справка

27 ноября 1962 года ЦК КПСС, Президиум Верховного Совета СССР И Совет МИНИСТРОВ СССР В СООТВЕТСТВИИ С ПОСТАНОВЛЕНИЕМ НОЯБРЬСКОГО (1962 г.) ПЛЕНУМА ЦК КПСС СОВМЕСТНЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ОБРАЗОВАЛИ КОМИТЕТ ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЦК КПСС И СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР.

В январе 1963 г. постановлением пленума Глазовского парткома производственного колхозно-совхозного управления утверждён состав комитета партийно-государственного контроля. В январе 1965 года утверждён состав Комитета партийно-государственного контроля Глазовского района. В этом же году в связи с созданием Ярского района группы содействия партийно-государственному контролю на территории Ярского района переданы Ярскому Комитету. Комитеты партийно-государственного контроля провели значительную работу по проверке исполнения решений партии и правительства, в борьбе за подъём социалистической экономики, укрепление государственной дисциплины и привлечению к делу контроля широких масс трудящихся.

В декабре 1965 г. в целях широкого вовлечения трудящихся в дело проверки и контроля и повышения их роли в работе контрольных органов Пленум ЦК КПСС признал целесообразным преобразовать органы партийно-государственного контроля в органы Народного контроля СССР.

9 декабря 1965 года Верховный Совет сссР принял Закон "Об органах народного контроля в СССР".

В январе 1967 г. в связи с образованием Юкаменского,Красногорского районов группы народного контроля, работающие на этой территории, переданы вновь образованным районным комитетам народного контроля.

19 декабря 1968 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР утвердил Положение об органах Народного Контроля в СССР, где указано: "Главным в деятельности органов народного контроля является оказание помощи партийным и государственным органам в систематической проверке фактического исполнения директив партии и правительства советскими, хозяйственными и другими организациями, в дальнейшем совершенствовании руководства коммунистическим строительством в борьбе за всемерный подъём экономики, укрепление государственной дисциплины и социалистической законности...

Важнейшими задачами районных комитетов народного контроля является осуществление руководства группами народного контроля, обеспечение активной деятельности каждой из них, повышение ответственности групп и постов за состояние дел на предприятиях, в колхозах, учреждениях и организациях".

Руководство упомянутым Положением в Глазовском районе создано 7 внештатных отделов,69 групп и 103 поста народного контроля с общим охватом 1300 народных контролёров. Об их деятельности свидетельствуют документы,хранящиеся в государственном архиве.

Председатель Комитета А.Петров

Действовавший в советский период Комитет народного контроля (КНК) был рентгеном всесоюзного масштаба, по сути, инструментом государственного аудита в масштабах огромного государства. О результатах своей деятельности союзный КНК докладывал Президиуму Верховного Совета СССР. По материалам наиболее важных проверок народных контролеров принимались решения правительства, сам председатель КНК являлся членом союзного правительства.

Закон о народном контроле в СССР, принятый в 1979 году, определял его как сочетание государственного контроля с общественным. С одной стороны, действовали комитеты во главе с Комитетом народного контроля СССР - как государственное звено, с другой - группы и посты как общественные органы. Около 10 миллионов народных контролеров были вовлечены в это массовое движение по всей стране. Общесоюзные, республиканские и местные комитеты народного контроля могли запрашивать у руководителей и должностных лиц необходимую информацию, требовать от них письменные объяснения по поводу вскрытых нарушений, налагать взыскания, денежные начеты. Они вели борьбу с очковтирателями, взяточниками, несунами. В зоне оперативного внимания КНК СССР находились все области народного хозяйства и управления, производство и государственный аппарат, в том числе расходование материальных и денежных ресурсов государства. Так что этот орган действительно обладал широкими полномочиями и являлся важным звеном политической системы страны. Кроме того, КНК был мощным инструментом общественного воздействия в стране. Рейды КНК успешно использовались для активного участия широких слоев населения в кампаниях по борьбе с бесхозяйственностью, расточительством, казнокрадством, взяточничеством, волокитой и прочим негативом.

Комитеты народного контроля издавали правовые акты — постановления, имевшими обязательную юридическую силу. Руководители предприятий и ведомств должны были устранять вскрываемые недостатки, нарушения и о результатах сообщать комитетам народного контроля. Прочим организациям и должностным лицам вменялось в обязанность оказывать содействие органам народного контроля.

Комитеты народного контроля имели право давать указания об устранении недостатков, заслушивать доклады и объяснения, запрашивать необходимые материалы, назначать и проводить ревизии и экспертизы, приостанавливать распоряжения и действия должностных лиц, отстранять должностных лиц от занимаемых постов за срыв выполнения решений, направлять материалы о злоупотреблениях в органы прокуратуры, налагать на виновных взыскания, объявлять выговор.

Комитеты народного контроля были упразднены на I съезде народных депутатов РСФСР в июне 1990 года.

Начальник сектора

научно-справочных документов С.Г.Белослудцева

01.04.2016 г.

Переименования фонда

Наименование Начальная дата Конечная дата
Глазовский районный комитет народного контроля Удмуртской АССР 1966-01-01 1990-12-31
Глазовский районный комитет партийно-государственного контроля Удмуртской АССР 1963-01-01 1965-12-31