Отдел ЗАГС Администрации МО "Красногорский район" и его предшественники Ленина ул.,д.55, с. Красногорское, Красногорский район, Удмуртская Республика, 427650

Номер фонда:
126
Начальная дата – конечная дата:
1989–2010

Описи (1)

№ описи Наименование описи Тип описи Начальная дата – конечная дата Объём ед. хр.
1 Постоянного срока хранения Управленческая документация 1989–2010 96

Историческая справка

18 декабря 1917 года принят Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР «О гражданскомъ браке, о детяхъ и о веденiи книгъ актовъ состоянiя» , которым предусматривалось обращение граждан в отдел записей браков и рождений при городской (районной, уездной или волостной земской) управе для регистрации брака, рождения ребёнка. Туда же следовало обращаться для составления акта о смерти гражданам, на попечении которых находился умерший, а также административным и судебным властям.

После принятия Декрета об отделении церкви от государства стала формироваться новая ведомственная структура государственного управле-ния – Отделы записей актов гражданского состояния. Общее руководство органами ЗАГС осуществлял Центральный отдел ЗАГС при Отделе местного самоуправления Народного Комиссариата по внутренним делам РСФСР.

16 сентября 1918 года ВЦИК РСФСР принял первый Советский кодекс - «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве» , подробно регламентировавший все основные институты советского семейного права.

Согласно статье 2 Кодекса, сеть органов ЗАГС состояла из центрального, окружных и местных отделов ЗАГС при волостных, городских и районных органах управления. «Местными отделами ЗАГС ведутся нижеследующие реестры:

а) книга записей рождений;

б) книга записей смертей;

в) книга записей отсутствующих;

г) книга записей браков;

д) книга записей разводов;

е) книга заявлений о происхождении зачатых детей;

ж) книга записей лиц, изменивших фамилии и прозвища, и алфавит к ней».

В переходный период становления органов ЗАГС рождения, браки и смерти продолжали регистрировать и в церквях: Вознесенской (с. Архангельское), Пророко-Ильинской (с. Васильевское), Александро-Невской (с. Дебы), Спасской (п. Кокман), Николаевской (с. Курья), Серафимовской (с. Логово), Ивано-Предтеченской (с. Осипинцы), Покровской (с. Большой Селег), Покровской (с. Святогорское), о чем свидетельствуют метрические книги, переданные в Центральный госархив на хранение.

До июля 1924 года акты гражданского состояния регистрировали подотделы, столы записей актов гражданского состояния исполнительных комитетов волостных Советов рабоче-крестьянских и красноармейских депутатов:

• 1921 год: Святогорской волости Глазовского уезда, Валамазской, Васильевской, Селеговской волостей Селтинского уезда Вотской автономной области (Декрет ВЦИК от 08.12.1921 г. );

• 1924 год: Курьинской, Святогорской волостей Глазовского уезда, Селтинской волости Ижевского уезда Вотской автономной области.

С июля 1924 года (Декрет ВЦИК от 28.07.1924 г. ) такие акты граж-данского состояния, как рождение и смерть, регистрировали Большеполомский, Васильевский, Курьинский, Осипинский, Селеговский сельские Советы Курьинской волости; Валамазский сельский Совет Селтинской волости; Отогуртский, Прохоровский, Святогорский, Шудесский, Ягошурский сельские Советы Святогорской волости. Кроме того, волостные исполнительные Комитеты регистрировали заключение брака. Записи актов гражданского состояния были в рукописном исполнении на бумаге плохого качества, не всегда грамотно оформлены.

19 ноября 1926 года был принят «Кодекс РСФСР о браке, семье и опеке», и с 1 января 1927 года «отделы записей браков и рождений» переименовываются в «бюро записей актов гражданского состояния», которые создаются в городах и районных центрах.

В 1929 году Вотская автономная область включена в состав вновь образованной Нижегородской области . Позднее, в 1932 году, в связи с переименованием г. Нижний Новгород в г. Горький, Нижегородская область именуется Горьковским краем .

Постановлением ВЦИК от 15.07.1929 года Вотская автономная область разделена на 21 район. Святогорский район, с центром в селе Святогорское, объединил 13 сельсоветов Святогорской и Курьинской волостей Глазовского уезда.

На основании Постановления облисполкома от 08.12.1931 г. и Постановления Президиума ВЦИК от 01.01.1932 г. Святогорский район был ликвидирован, и его сельские Советы переданы в Юкаменский район, а Отогуртский сельский Совет – в Глазовский район .

01 января 1932 года Вотская автономная область переименована в Уд-муртскую автономную область (Постановление Президиума ВЦИК от 01.01.1932 г.) , 28 декабря 1934 года - в Удмуртскую Автономную Советскую Социалистическую Республику (Постановление Президиума ВЦИК от 28.12.1934 г.) . Горьковский край разделен на два края: Горьковский и Кировский. Удмуртская автономия вошла в состав последнего , а 05 декабря 1936 года Удмуртская АССР выделена из состава Кировского края.

В июле 1934 года органы ЗАГС как ведомство, хранящее первостепенную информацию по текущему учету населения, были вновь включены в структуру Наркомата внутренних дел. Бюро актов гражданского состояния попали в подчинение Управления НКВД Кировского края. Служба сотрудников органов ЗАГС была ранжирована по милицейским чинам, начальники отделов получили лейтенантские погоны.

На основании Постановления объединенного заседания Удмуртского обкома ВКП(б) и Президиума облисполкома от 08.01.1935 г. образован Святогорский район за счет разукрупнения Юкаменского района и Валамазского поселка из Селтинского района.

На основании постановлений ВЦИК от 23.01.1935 г. и ЦИК УАССР от 09.03.1935 г. утвержден Барышниковский район Удмуртской АССР Кировского края в составе 15 сельсоветов и Валамазского поселка. В 1938 году Барышниковский район переименован в Красногорский, село Барышниково – в село Красногорское (Постановление ВЦИК от 10.07.1938 г. ).

Вместе с названием района менялось название Бюро ЗАГС: Святогорское, Барышниковское, Красногорское.

В 1946 году НКВД переименован в МВД, соответственно, районные бюро ЗАГС районных отделов НКВД стали называться бюро ЗАГС районного отдела МВД. В угловом штампе на записях актов появляется наименование «Бюро записей актов гражданского состояния Красногорского района Управления милиции Удмуртской АССР». 08 января 1946 года вышло Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР «О мероприятиях по упорядочению регистрации актов гражданского состояния .

Органам власти предписывалось предоставить до 1 марта 1946 г. районным и городским бюро ЗАГС благоустроенные помещения, оборудовать их необходимой мебелью и инвентарем.

С 25.10.1956 года органы ЗАГС были выведены из подчинения МВД и переданы в ведение местных Советов депутатов трудящихся.

Общее методическое руководство органами ЗАГС РСФСР с 1956 по 1971 год осуществляла Юридическая комиссия РСФСР, а в последующем – Министерство юстиции РСФСР. После принятия Постановления Совмина РСФСР от 18.02.1964 г. «О внедрении в быт советских людей новых гражданских обрядов» были намечены серьезные меры по пересмотру всей системы обрядов, сопровождающих акты гражданского состояния.

На основании Постановления Президиума Верховного Совета УАССР от 08.12.1962 г. и Указа Президиума Верховного Совета УАССР от 05.03.1963 г. Красногорский район упразднён. Территория разделена между Балезинским, Глазовским и Игринским районами. Орган ЗАГС стал именоваться Красногорский сельский ЗАГС Балезинского района.

Красногорский район вновь образован в 1965 году. В его состав вошли Архангельский, Большеселеговский, Васильевский, Дебинский, Красногорский, Курьинский, Прохоровский сельсоветы и Валамазский поссовет; образован Кокманский сельсовет (Постановление Президиума Верховного Совета УАССР от 11.01.1965 г. ; Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 12.01.1965 г. , Указ Президиума Верховного Совета УАССР от 16.01.1965 г. ).

Регистрация актов гражданского состояния стала производиться Бюро ЗАГС исполнительного комитета Красногорского районного Совета депутатов трудящихся, а в поселках и сельских населенных пунктах - исполнительными комитетами поселковых и сельских Советов депутатов трудящихся.

Важным этапом в развитии советского права является принятие Вер-ховным Советом СССР в 1968 году Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье . В 1969 году был принят новый Кодекс о браке и семье РСФСР , которым органы ЗАГС руководствовались в своей работе до 1996 года.

В период с 1968 по 1978 год акты гражданского состояния о рождении, смерти и браке регистрировали исполнительные комитеты восьми сельских (в том числе Красногорский) и одного поселкового Советов депутатов трудящихся Красногорского района. Расторжение брака, установление отцовства, усыновление (удочерение), перемену фамилии или имени – Бюро записи актов гражданского состояния Исполкома Красногорского районного Совета депутатов трудящихся Удмуртской АССР.

После принятия Конституции СССР от 07.10.1977 г. Исполнительный Комитет Красногорского районного Совета депутатов трудящихся стал именоваться Исполнительным Комитетом Красногорского районного Совета народных депутатов.

В связи с принятием Закона Удмуртской Республики «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике» от 27.01.1994 г. Красногорский районный Совет народных депутатов 11 мая 1994 года принял решение о прекращении деятельности Исполнительного комитета райсовета в связи с реорганизацией его в Администрацию Красногорского района. Исполкомы сельских Советов стали именоваться сельскими администрациями. Бюро ЗАГС преобразовано в Отдел ЗАГС Администрации Красногорского района Удмуртской Республики.

29 декабря 1995 года принят Семейный Кодекс Российской Федера-ции , регламентирующий семейные отношения в России. В этот период на территории района функции регистрации актов гражданского состояния выполняли отдел ЗАГС и 8 администраций сельсоветов. В сельских администрациях составлялись 4 вида актовых записей: о рождении, о смерти, о заключении брака, об установлении отцовства.

Контроль за осуществлением государственных полномочий по регистрации актов гражданского состояния на территории республики осуществляет с 1995 года Управление ЗАГС при Правительстве Удмуртской Республики, а с 1997 года – Комитет по делам ЗАГС при Правительстве Удмуртской Республики.

В 1998 году, в связи с принятием Федерального закона «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 г. , с сельских администраций сняты полномочия по регистрации актов гражданского состояния, и все функции возложены на отдел ЗАГС Администрации Красногорского района.

После регистрации 09 января 2001 года Устава муниципального образования «Красногорский район» , отдел ЗАГС переименован в Отдел ЗАГС Администрации муниципального образования «Красногорский район».

В 2007 году органы местного самоуправления Удмуртской Республики наделяются государственными полномочиями на:

• государственную регистрацию рождения, заключения и расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени, смерти;

• внесение исправлений, изменений в первые экземпляры записей актов гражданского состояния;

• восстановление и аннулирование записей актов гражданского состоя-ния на основании решения суда;

• выдачу повторных документов;

• осуществление учета и обработки книг государственной регистрации актов, обеспечение надлежащих условий их хранения и др.

Финансирование полномочий осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

С июня 2007 года Отдел ЗАГС разместился в отремонтированном отдельном помещении на первом этаже двухэтажного здания, построенного в начале 70-х годов для Комбината бытового обслуживания населения. Под одной крышей объединились служебные кабинеты и зал торжественных церемоний.

Основным направлением в работе отдела остаётся исполнение соци-ально-правовых запросов граждан по регистрации актов гражданского со-стояния. Правоустанавливающие документы оформляются на двух государственных языках Удмуртской Республики: русском и удмуртском, выдача документов производится по 37 видам форм, утвержденных Правительством Российской Федерации.

Для качественного и оперативного удовлетворения запросов граждан в отделе создана современная материально-техническая база: рабочие места компьютеризированы, объединены в локальную сеть, имеется телефонная, факсимильная связь, электронная почта. Государственная регистрация актов гражданского состояния и выдача повторных документов производится в программной системе КСАО «ЗАГС», для защиты электронных документов используется электронно-цифровая подпись, сертификат ключа которой ежегодно обновляется. Обеспечен электронный документооборот с другими органами ЗАГС Удмуртской Республики, организациями и учреждениями, определенными законодательством. В 2009 году автоматизированная информационная система персональных данных отдела ЗАГС аттестована на соответствие требованиям безопасности информации.

В настоящее время в архиве отдела хранится 101192 записей актов гражданского состояния с 1925 по 2011 год. На весь архивный фонд имеется информационно-поисковая система на бумажных носителях, формируется электронная база данных.

Руководство Отделом осуществляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности Распоряжением Главы Администрации по согласованию с Комитетом по делам ЗАГС.

Местонахождение Отдела: УР, 427650, с. Красногорское, ул. Пушкина, 3.