Александрова Ольга Яковлевна - актриса, сценарист, режиссер-постановщик (род.18.04.1963г.)

Номер фонда:
174
Начальная дата – конечная дата:
1957–2010

Описи (2)

№ описи Наименование описи Тип описи Начальная дата – конечная дата Объём ед. хр.
1 документов личного происхождения постоянного хранения Документы личного происхождения 1977–2010
2 аудиовизуальных документов постоянного хранения Документы личного происхождения 1994–2008

Аннотация

Документы к биографии, о творческой деятельности; переодические издания и музейные предметы и др.

Историческая справка

История фондообразователя

Ольга Яковлевна Александрова (по удмуртски Лякоп Оли) родилась в Удмуртии в с.Сюмси 18 апреля 1963 года. В 1967 году, после смерти отца, семья переехала в город Ижевск.

После окончания средней школы №56 с 1980 года работала в качестве актрисы в театре кукол (г.Ижевск), а в 1982 году поступила на филологический факультет Удмуртского государственного университета, но через 2 года

перевелась в Московский институт культуры. Там она впервые стала серьезно заниматься изучением древних культур народов мира.

В 1987 году закончила институт культуры по специальности "режиссура массовых зрелищ".

Вернувшись в Ижевск, работала методистом в Республиканском научно-методическом центре Министерства культуры Удмуртии (1987-1989 гг.).

В 1989 году поступила на работу в Нижнетагильский театр кукол (Свердловская область) и успешно играла главные роли в детских спектаклях (Е.Шварц "Снежная королева", А. Милн "Винни пух", Н. Гернет "Гусенок", Ж. Ануй "Чисто французская история", Л. Браусевич и И. Карноухова "Аленький цветочек" и др.).

В Нижнем Тагиле О.Я. Александрова сделала свой первый моноспектакль "Слово о полку Игореве" на древнерусском языке (1991г.), который звучал в подлинном тексте XII века. На региональном фестивале самодеятельных работ в Свердловске этот моноспектакль был признан лучшим. После этой высокой оценки актриса показала свою работу на лучших театральных фестивалях России (гг. Москва, Воронеж, Санкт-Петербург, Архангельск, Астрахань, Сочи). С этого времени стихийно рождается самобытный театр О.Я. Александровой - театр одного актера, драматурга, режиссера.

С 1992 года Александрова живет в Москве и работает в различных театрах столицы - в Московском драматическом театре "Лаборатория"(1992-1993гг.) и в Московском кукольном театре "Тень" (1994-1995гг.), где играет в спектаклях А. Россинского "Приключения Алисы в заповеднике сказок", В. Денисова "Шесть признаков Ленина на рояле", Ш.Перро "Красная Шапочка", Э.Ю.Гофмана "Щелкунчик" и др.

Позднее Ольга Яковлевна решает вновь заняться этнотеатром и сделать спектакль по удмуртскому фольклору на удмуртском языке. Она много времени уделяет изучению финно-угорского фольклора и этнографии. Ее консультантами стали доктор филологических наук - Татьяна Григорьевна Владыкина и доктор исторических наук, профессор - Владыкин Владимир Емельянович.

В 1994 году О.Я. Александрова подготовила моноспектакль "Три свадебных напева". По приглашению финского продюссера Юхи Исо-Ахо летом этого же года она впервые участвовала в финно-угорском театральном фестивале "Фестивальная неделя в Бомбе" (Бомба - историческое название карельской деревни, расположенной на окраине финского города Нурмес. Ныне Бомба - музей деревянного зодчества), на котором и состоялась премьера моноспектакля. Концепция спектакля - это цикл жизни. По повериям удмуртов, три свадьбы свершается в жизни человека. Это рождение, свадьба как таковая (замужество, женитьба), вечное обручение с землей. Драматургию спектакля составили древние молитвы, заговоры, плачи, причитания, колыбельные и свадебные песни. Бубен и куклы для спектакля были выполнены на основе языческой угрофинской деревянной скульптуры художником Вячеславом Борисовым (г. Ярославль); графические зарисовки к афишам, программам выполнены художником Касимом Галихановым. После фестиваля в г. Нурмесе последующие показы моноспектакля состоялись в городах Турку и Хельсинки, а позднее - на различных фестивалях в таких странах, как Норвегия, Швеция, Германия, Швейцария, Венгрия, Голландия, Эстония, Чехия, Канада и, конечно же в Удмуртии и в Москве. Ее часто стала приглашать для выступления с моноспектаклем директор Венгерского культурного центра в Москве, советник по культуре посольства Венгерской Республики - Рита Майер.

В январе 1998 г. О. Александрова назначена главным режиссером Молодежного драматического театра "Иднакар". Под ее руководством была подготовлена и проведена новогодняя компания с театрализованным представлением "Путешествие в Лапландию". В представлении были использованы национальные саамские костюмы, а также, норвежская и саамская фольклорная музыка.

С марта 1998 г. О. Александрова приступила к постановке объемного спектакля с неожиданным сценическим прочтением легенды Александры Бруштейн Л.Молчановой "Тристан и Изольда". В этой работе Ольга Яковлевна впервые смогла реализовать себя как режиссер-постановщик с огромным количеством массовых сцен. В октябре состоялась премьера спектакля. Спектакль построен на противопоставлении и сопоставлении двух древних культур (кельтской и удмуртской). История любви из кельтской мифологии во второй половине пьесы переносится на арскую землю, землю древних удмуртов. Художник по костюмам - Л. Молчанова, автор музыки - композитор И. Шкляев. На IV Республиканском фестивале театров "Театральная панорама Удмуртии на рубеже веков" театр "Иднакар" за свой спектакль был отмечен Дипломом лауреата фестиваля в номинации "Надежда".

В июне 1999 года спектакль "Тристан и Изольда" был подан на соискание национальной российской театральной премии "Золотая маска" (г. Москва).

Художественный руководитель Московского театра Ленком Марк Захаров в отзыве на спектакль пишет: "Этот спектакль - новаторский по сценическому языку - и в то же время истинно традиционный".

В 2000 году спектакль "Тристан и Изольда" с успехом показывался театром "Иднакар" на фестивале "Театральная неделя в Бомбе" в г. Нурмесе (Финляндия).

Летом 1998 г. на фестивале народной музыки в норвежском городке Ферде при поддержке Европейского союза О. Александрова была участницей большого Международного фольклорно-музыкального проекта и впервые пела на сцене с известными профессиональными певцами и музыкантами, как фольклорная певица в группе "Калейдоскоп - Норвегия". Весь проект был рассчитан на четыре страны и как бы объединил четыре крупнейших фестиваля народной музыки - в Ферде (Норвегия), Фалуне (Швеция), Каустинене (Финляндия) и Рудольштадте (ФРГ).

В группе "Калейдоскоп - Норвегия" вместе с О. Александровой участвовали - певица и кантелистка из Норвегии (Синикка Лангеланд), музыканты из Индии (Джай Шанкар) и Бутана (Джигме Друкпа) и каждый представлял свою сольную программу. В городке Ферде в честь удмуртской актрисы был поднят Российский национальный флаг. Позднее Ольга Яковлевна записала в Норвегии сольный компакт-диск с 16-ю песнями из удмуртского фольклора.

В апреле-мае 1999 г. - О. Александрова получила приглашение на работу в финский драматический театр города Кеми. Ей была предложена главная роль (на финском языке) в спектакле "Анна, затерявшаяся в Кеми", который ставился по специально написанной пьесе для удмуртской актрисы. Пьеса рассказывает о судьбе российской женщины, скрывающейся в послевоенное время в Финляндии от репрессий сталинского режима.

Летом 1999 г. по рекомендации финских журналистов канадский менеджер пригласил Ольгу Яковлевну в качестве участницы на Первый Международный фестиваль Искусств Аборигенов в г. Торонто (Канада), где Александрова со своим спектаклем "Три свадебных напева" единственная представила всю Россию.

В конце года Молодежный драматический театр "Иднакар" под руководством Александровой осуществил постановку спектакля для детей и юношества по древней японской легенде "Журавлиные перья" (Д. Киносита). Спектакль был задуман в эстетике традиционной японской культуры (музыка, костюмы, хореография).

В 2000 году О. Александрова поставила моноспектакль на сцене драматического театра города Хяменнинна (Финляндия) по пьесе Н. Гоголя "Записки сумасшедшего" с участием актера театра и рок-музыканта Тимо Манна. Спектакль был поставлен на финском языке всего за три недели и три дня.

В мае 2000 года закончила Московскую Академию переподготовки работников искусства и культуры по специальности "Режиссура драмы". Стажировку проходила в Московском театре "Ленком" у М.А.Захарова.

В декабре 2000 года состоялась премьера моноспектакля по удмуртскому фольклору О.Я. Александровой "Сотканный из песен и снов" на фестивале " Медвежьи игрища" (Финляндия), проходивший в рамках Всемирного финно-угорского Конгресса в Хельсинки. Этот спектакль о женщине, которая всю жизнь прядет нить судьбы и ткет ковер жизни.

В мае-июне 2001 года О. Александрова была приглашена в качестве участницы на III Всемирную театральную Олимпиаду (Москва), где она представила оба своих спектакля по удмуртскому фольклору в программе "Узкий взгляд скифа" в "Школе драматического искусства" под руководством А.А.Васильева.

В театральный сезон 2000-2001гг. О.Александрова прошла стажировку в качестве режиссера-постановщика в Московском театре юного зрителя у Г.Н.Яновской. Осенью 2001 г. осуществила постановку ( в качестве режиссера ) фольклорно - театрально - музыкального проекта "Волк из Финнскугена" в Норвегии.

По сегодняшний день О.Я. Александрова является участницей многочисленных театральных и фольклорно-музыкальных международных проектов. На ее счету около сорока Международных и Российских фестивалей.

В настоящее время О. Александрова продолжает учебу в аспирантуре АПРИКТ в Москве и работает над диссертацией по теме "Миф, ритуал, обряд в театре - исследования в области этнического театра".

В июне 2002 г. Ольга Яковлевна приглашена в г.Ханты-Мансийск для создания этнического профессионального театра ханты и манси , в качестве - директора, художественного руководителя театра.

В мае 2002 г. О.Я. Александрова принимала участие в работе VII Международного эт-нофутуристического фестиваля "ИДНА" (г.Ижевск - г.Глазов - Увинский район, д.Узей Тукля - Игринский район д.Сеп), на котором впервые для удмуртского зрителя организовала показ моноспектакля "Сотканный из песен и снов".

В июне 2002 г. О.Я. Александрова участвовала в работе Летней творческой школы "Мир через культуру", организованную продюсерским центром "Югра-Классик" Ханты-Мансийского автономного округа, а позднее получила приглашение в г.Ханты-Мансийск для создания этнического профессионального театра ханты и манси (в качестве директора, художе-ственного руководителя театра). Труппа театра была набрана из студентов Югорского универ-ситета, знающих родной язык и культуру.

В этом же месяце Ольга Яковлевна принимала участие в фестивале этнических культур "Riddu Riddu" (Норвегия); в Международном фестивале ремесел финно-угорских народов "Югра-2002" в г.Ханты-Мансийске (на котором получила Диплом за вклад в сохранение и раз-витие культурного достояния финно-угорских народов); в III Международном финно-угорском театральном фестивале в г.Сыктывкаре (Республика Коми).

В 2003 году О.Я. Александровой подготовлен сценарий и проведена режиссерская по-становка мероприятия, посвященного открытию Музея геологии, нефти и газа в г.Ханты-Мансийске.

В марте 2004 г. Ольга Яковлевна пригласила в г.Ханты-Мансийск делегацию творче-ской интеллигенции из Северной Швеции. В ходе встречи членами делегации снят фильм о ту-ристических возможностях округа, в котором целая глава посвящена творчеству О.Я. Алексан-дровой.

В текущем году "Театр обско-угорских народов" под руководством О.Я. Александровой подготовил концертную программу по хантыйскому и мансийскому фольклору, которая была представлена в г.Страсбурге (Франция) во время визита творческой делегации Ханты-Мансийского автономного округа с целью презентации округа европейской общественности. Делегацию возглавлял губернатор Ханты-Мансийского автономного округа - Югра А.В. Фи-липпенко. По итогам визита Ольге Яковлевне вручена Почетная грамота Генерального консу-ла РФ в г.Страсбурге за вклад в укрепление позитивного облика России.

В конце июня 2004 года на сцене Дома дружбы народов (г. Ханты-Мансийск ) состоя-лось закрытие первого театрального сезона "Театра обско-угорских народов". Вниманию зрителей был представлен спектакль в постановке О.Я. Александровой по хантыйскому и ман-сийскому фольклору "За солнцем идущие, за миром смотрящие". Позднее спектакль был пока-зан и на XIX Международном фестивале театров в г. Дордрехте (Голландия).

Осенью 2004 г. О.Я. Александрова приступила к работе над новым спектаклем по мотивам картин ханты-мансийского художника Геннадия Степановича Райшева.

ИСТОРИЯ ФОНДА

Документы личного фонда О.Я. Александровой поступили в ЦДНИ УР в 2001 году на основании Договора о передаче документов в собственность государства в объеме 299 документов.

В ноябре 2001 года и в феврале-марте 2002 года проведена научно-техническая обработка документов фонда: экспертиза ценности документов, формирование дел и их описание.

По итогам работ составлена опись № 1 дел постоянного хранения за 1977-2001гг. в объеме 166 дел с № 1 по № 166.

Опись состоит из пяти основных разделов.

Первый раздел включает в себя материалы, содержащие сведения о биографии фондообразователя: биография (подготовленная сотрудниками ЦДНИ УР); дипломы О.Я. Александровой об окончании института культуры, о профессиональной переподготовке; профсоюзные билеты; членский билет - члена Союза театральных деятелей Российской Федерации; учетная карточка члена ВЛКСМ (1977); заграничный паспорт гражданина СССР; удостоверения О.Я. Александровой - методиста РНМЦ, актрисы Нижнетагильского театра кукол, о прохождении стажировки; пропуск в общежитие и др.

Дела в разделе систематизированы по видам, а внутри видов по хронологии.

Второй раздел содержит материалы о творческой деятельности актрисы и состоит из трех подразделов.

В первый подраздел включены документы о театральной деятельности О.Я. Александровой как актрисы, сценариста, режиссера-постановщика в спектаклях: "Слово о полку Игореве", "Три свадебных напева", "Сотканный из песен и снов", "Тристан и Изольда", "Журавлиные перья" и др.

Документы по каждому спектаклю сформированы в отдельное дело: программы, плакаты, письма, афиши, приглашения, вырезки из газет, свидетельства.

Имеются документы об участии О.Я. Александровой в III Всемирной театральной Олимпиаде (г. Москва) и гастрольной поездке по Эстонии; абонемент № 3 "Путешествие со сказкой в мир музыки" (сказки и рассказы от Ольги Александровой); дневник О.Я. Александровой о прохождении стажировки в Московском театре юного зрителя и др.

Дела в подразделе систематизированы по видам документов, а внутри вида по хронологии. Вместе с тем, наиболее интересные документы о каком-либо спектакле или подлежащие отдельному хранению (особенности формата) располагаются в описи после дел с документами о данном спектакле и систематизируются в хронологической последовательности.

Особый интерес в данном подразделе представляют документы о моноспектакле по удмуртскому фольклору "Три свадебных напева" (свидетельство о регистрации объектов интеллектуальной собственности моноспектакля, вступительная статья в программе моноспектакля доктора исторических наук, профессора Владимира Владыкина, афиша моноспектакля, оформленная художником-графиком Касимом Галихановым); документы к спектаклю "Тристан и Изольда" Молодежного драматического театра "Иднакар" (диплом лауреата VI республиканского фестиваля "Театральная панорама Удмуртии на рубеже веков", отзыв о спектакле художественного руководителя Московского театра Ленком Марка Захарова (17 апреля 2000г.); документы о подготовке и проведении торжественного вечера, посвященного 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина и др.

Во второй подраздел включены документы об участии О.Я. Александровой в фольклорных, музыкальных, театральных фестивалях и Олимпиадах: программы, буклеты, информационные листки, письма, вырезки из газет, афиши, приглашения, бейджи участника и др. Документы по каждому фестивалю сформированы в отдельное дело: Международные фольклорно-музыкальные фестивали в городах Ферде, Тромсе и театральный фестиваль в г. Стамсунд (Норвегия); фестиваль народного танца и музыки в г. Рудольштадт и VIII Конгресс "Унима" - Международного союза деятелей театра кукол в г. Магдебурге (Германия); Международный фестиваль искусств аборигенов в г. Торонто (Канада); театральный фестиваль в г. Нурмес и другие фольклорные фестивали (Финляндия).

Россыпь документов различных фестивалей объединена в одно дело (43).

В подраздел включены буклеты и каталоги IV Российского фестиваля "Зодчество-96" и Международного этнофутуристического фестиваля "Тангыра" (Ижевск) - собранные О.Я. Александровой.

Дела систематизированы по видам документов, а внутри вида - по хронологии. Наиболее интересные документы фестиваля или подлежащие отдельному хранению включены в опись самостоятельным делом (афиши или программы) после документов о фестивале в хронологической последовательности.

В третий подраздел включены документы об участии О.Я. Александровой в этнографических конгрессах, семинарах, заседаниях: программы, письма, тезисы и др.

В третий раздел включены письма, присланные О.Я. Александровой от главного режиссера Саамского драматического театра Хейкура Гуннарссона из Норвегии, венгерского специалиста по финно-угроведению С. Тота, шотландского ученого по традиционной культуре Л. Борлея, певицы С. Лангеланд и др. по вопросам творческой деятельности и личным вопросам. Имеются письма О. Александровой Председателю и Зам. Председателя Госсовета Удмуртской Республики - А.А. Волкову и П.Н. Вершинину, Председателю Правительства Н.А. Ганзе с просьбой о содействии в вопросе по представлению Молодежному драматическому театру "Иднакар" статуса юридического лица и др. вопросам.

Дела в разделе систематизированы по хронологии.

В четвертый раздел включены периодические издания (газеты, журналы), содержащие информацию о творчестве О.Я. Александровой.

Раздел состоит из трех подразделов, содержащих документы по территории их создания:

- Периодические издания, созданные на территории Удмуртской Республики;

- Периодические издания, созданные в регионах Российской Федерации;

- Периодические издания, созданные за рубежом.

Вырезки из газет сформированы в отдельные дела (д.110, 164).

Дела в разделе систематизированы по алфавиту названий, а внутри - по хронологии.

В пятый раздел включены музейные предметы (пионерские значок и галстук).

Часть документов, включенных в опись, не имеют даты их создания. В графе "Дата описи" указывается знак "б/д", а дело помещается в конце видового раздела. Если на документе определена дата косвенная, то она обозначается в описи в квадратных скобках [1998]. Некоторые документы поступили в неполном объеме (газеты), то в таких случаях дается следующая информация о документе: "фрагмент", "без начала", "без конца", "без начала и без конца".

Описание большей части документов в описи проведено по следующей схеме: заголовок, аннотация. В заголовке дается название документа, а в аннотации перечисляется дополнительная информация о документе: автограф (с указанием даты), наличие конкретных или дополнительных сведений о фондообразователе, техника исполнения документа (машинопись, рукопись), язык документа (кроме русского), наличие фотографий, степень подлинности (ксерокопия) и др.

Заголовки дел в четвертом разделе составлены в соответствии с методическим пособием "Создание архивной коллекции периодических печатных изданий" (Ижевск, 2001) и включают в себя следующие элементы: название издания, дата выпуска, номер, для журналов - вид издания. В зарубежных изданиях указано место создания документа (страна). К заголовку составлена аннотация, в которой указывается автор и название статьи, содержащей сведения об О.Я. Александровой и номера страниц. Название зарубежных периодических изданий даются в подлиннике. При наличии информации - в скобках указывается перевод названий издания на русском языке.

Все поступившие материалы представляют интерес для режиссеров, этнографов, краеведов, искусствоведов и др. по вопросам возрождения удмуртского фольклора и формирования стиля "этнотеатр" в Удмуртии.

К описи составлен научно-справочный аппарат: титульный лист, оглавление, предисловие.

Физическое состояние поступивших документов удовлетворительное.

По условиям договора о сотрудничестве от 16 сентября 1998 г. документы личного фонда О.Я. Александровой используются по согласованию с фондодержателем.

Документы личного фонда О.Я. Александровой, вошедшие в данный раздел описи, поступили в ЦДНИ УР в 2002-2004 гг. на основании актов приема-передачи документов на госхранение (от 02.07.2002 № 3, от 24.01.2003 № 4, от 01.12.2003 № 5, от 12.10.2004 № 6, от 05.11.2004 № 7) в объеме 259 документов, в том числе - 66 фотодокументов.

Документы приняты в виде россыпи. В октябре-ноябре 2004 г. проведено научное описание документов.

По итогам работ составлена опись № 1 дел постоянного хранения за 1977-2004 гг. в объеме 145 ед.хр. (с № 167 по № 311).

Предыдущий раздел описи № 1 состоял из пяти основных разделов, а данный раздел описи дополнился разделами: "Документы, собранные фондообразователем" и "Фотодокументы".

Первый раздел включает в себя материалы, содержащие сведения к биографии фондообразователя: удостоверение актрисы Московского театра детской книги "Волшебная лампа"; дипломы Международных фестивалей "Югра-2002", "ЕН ДЗИРД", "Театральный калейдоскоп - 2002" за вклад в сохранение и развитие культурного достояния финно-угорских народов и за лучшую актерскую работу; школьные ученические тетради фондообразователя; приглашения на торжественные собрания, благотворительные балы, приемы, выставки и др.

Дела в разделе систематизированы по видам, а внутри вида по хронологии.

Второй раздел содержит материалы о творческой деятельности О.Я. Александровой и состоит из трех подразделов.

В первый подраздел включены документы о театральной деятельности О.Я. Александровой как актрисы, сценариста, режиссера-постановщика в спектаклях: "Три свадебных напева", "Сотканный из песен и снов", "За солнцем идущие, за миром смотрящие"; в Концертной программе по хантыйскому и мансийскому фольклору (сценарии, приложения, программы, афиши, календари) и др.

Особый интерес представляют документы о создании Государственного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югра "Театр обско-угорских народов" и о назначении О.Я. Александровой художественным руководителем театра. Виды документов по этому вопросу различные (распорядительные, финансовые, информационные), но их объединяет одно - творческая личность О.Я. Александрова и поэтому весь комплекс документов по этому вопросу включен в данные раздел и подраздел описи.

Систематизация в подразделе проведена по тематике (создание театра, спектакли), а внутри по видам документов и по хронологии.

Во второй подраздел включены документы об участии О.Я. Александровой в театральных, фольклорных, музыкальных и др. фестивалях: приглашения, программы, афиши, бейджи участника и др.

Дела систематизированы по вопросам, а внутри по видам документов и по хронологии.

В третий подраздел включены документы об участии О.Я. Александровой в семинаре "Театр как Школа драматического искусства", в работе Летней творческой школы "Мир через культуру", конференциях, конгрессах.

В третий раздел включены письма О.Я. Александровой по служебным вопросам и личного характера.

Дела в разделе систематизированы по хронологии.

В четвертый раздел включены периодические издания, содержащие информацию о творческой деятельности.

Раздел состоит из трех подразделов, содержащих документы по территории их создания:

- Периодические издания, созданные на территории Удмуртской Республики;

- Периодические издания, созданные в регионах Российской Федерации;

- Периодические издания, созданные за рубежом.

Вырезки из газет сформированы в отдельные дела (д.281, д.286).

Документы в пятый раздел данной описи ("Музейные предметы") не поступили.

Шестой раздел включает документы, собранные фондообразователем: буклет, открытки, путеводитель.

Систематизация дел в разделе по хронологии.

Седьмой раздел включает фотодокументы (цветные и черно-белые позитивы), отражающие творческую и общественную деятельность О.Я. Александровой.

Систематизация дел в разделе - по хронологии.

Часть документов, включенных в данный раздел описи имеют косвенную дату и в таких случаях она заключена в квадратных скобках [2000].

Описание большей части документов в описи проведено по схеме: заголовок, аннотация. В аннотациях указываются дополнительные сведения о фондообразователе и о содержании документов.

Приглашения, поздравительные открытки имеют особенности в оформлении, поэтому они включены в опись подокументно.

Заголовки дел в четвертом разделе составлены в соответствии с методическим пособием "Создание архивной коллекции периодических печатных изданий" (Ижевск, 2001). Название зарубежных периодических изданий даются в подлиннике. При наличии информации - в скобках указывается перевод названий издания на русском языке.

К описи составлен научно-справочный аппарат: титульный лист, оглавление, предисловие. Физическое состояние поступивших документов удовлетворительное.

По условиям договора о сотрудничестве от 16 сентября 1998 г. документы личного фонда О.Я. Александровой используются по согласованию с фондообразователем.