Беселев Вульф Исаакович - Заслуженный работник транспорта России, Почетный гражданин города Ижевска (род. 13 октября 1932 г.)

Номер фонда:
482
Начальная дата – конечная дата:
1956–2006

Описи (1)

№ описи Наименование описи Тип описи Начальная дата – конечная дата Объём ед. хр.
1 архивная опись № 1 документов постоянного хранения Документы личного происхождения 1956–2006

Аннотация

документы к биографии, автобиография, копия трудовой книжки, печатное издание, фотографии к биографии, к служебной деятельности, почетные грамоты, депутатские билеты, удостоверения

Историческая справка

ПРЕДИСЛОВИЕ

История фондообразователя

Беселев Вульф Исаакович родился 13 октября 1932 г. в городе Москве. Отец Беселев Исаак Борисович, по образованию техник, до войны работал в строительном тресте. С начала войны был на фронте и в 1944 году погиб. Мать, Левит Александра Ефимовна, работала экономистом в Министерстве строительства предприятий тяжёлой индустрии. Старший брат, Беселев Марк Исаакович, после 7-летней службы в армии, всю жизнь работал шофёром.

В 1951 году после окончания школы В.И.Беселев поступил в Московский автодорожный институт на факультет городского электрического транспорта. При окончании института, накануне распределения, Вульф Исаакович женился на студентке своей же группы Ольге Григорьевне. По распределению они были направлены в город Ижевск в трамвайное управление.

В.И.Беселева приняли инженером в трамвайное депо № 1. Через два года он был назначен главным инженером трамвайного управления. Приступив к работе, одна из важнейших задач была - ликвидация однопутных участков трамвая с разъездами. Эта задача решалась параллельно с развитием и новым строительством путей.

14 июня 1962 года В.И.Беселев назначен директором Управления трамвая. Развивался город, и вместе с ним развивалось и предприятие. Исполком горсовета и горком КПСС ставили задачи ежегодно вводить новые пути, маршруты.

С 1963 года В.И.Беселев был избран депутатом городского Совета депутатов трудящихся.

"Благодаря прозорливости и, скажем прямо, смелости В.И.Беселева, в конце 60-х наш город одним из первых в России обзавелся современными чешскими вагонами Т-3. Освоение новой техники оказалось делом непростым, но с поставленной задачей коллектив успешно справился" - рассказывает

4

в своей статье нынешний Генеральный директор МУП "ИжГЭТ" Игорь Гликман.

Трамвайное управление под руководством В.И.Беселева начало строить собственный профилакторий и жилые современные дома для работников трамвайного управления.

В 1968 году закончено строительство троллейбусного транспорта в городе Ижевске. В.И.Беселев был назначен начальником трамвайно-троллейбусного управления. В этой должности проработал до конца декабря 2003 года.

С 1 января 2004 г. назначен референтом генерального директора МУП "ИжГЭТ" и в этой должности проработал до 11 апреля 2006 г.

В.И.Беселев за трудовые успехи и достижения неоднократно награждался орденом "Знак почета", медалями. В 1991 году за многолетний и добросовестный труд присвоено почетное звание "Заслуженный работник жилищно-коммунального хозяйства РСФСР". В 1995 году за большой вклад в развитие городского электротранспорта награжден нагрудным знаком "Почетный работник транспорта России" и др. награды. На основании решения исполнительного комитета Ижевского городского Совета народных депутатов УР от 17 сентября 1992 г. № 459 за большой вклад в дело развития городского хозяйства, сети электрического транспорта В.И.Беселеву присвоено звание "Почетный гражданин города Ижевска".

Супруга, Беселева Ольга Григорьевна, работала также в Трамвайно-троллейбуснов управлении в разных должностях, присвоено звание "Почетный работник транспорта Удмуртии". Их дочь, Наталья, 1958 года рождения, заслуженный работник культуры, работает зав.литературной части Русского драмтеатра. В 2006 году супруги Беселевы отметили "Золотую свадьбу".

5

История фонда

Документы фонда поступили на хранение в архивный отдел от В.И.Беселева в конце 2006 года в количестве 125 документов. В III квартале 2007 г. проведена научно-техническая обработка документов фонда личного происхождения. Составлена архивная опись № 1 документов постоянного хранения, в которую включено 76 единиц хранения за 1960 - 2006 гг.

Опись состоит из разделов и подразделов:

I. Документы к биографии

1. Личные документы

2. Депутатские билеты и удостоверения

3. Удостоверения к медалям и знакам, свидетельство

4. Почётные дипломы и грамоты, благодарственное письмо

5. Поздравительные адреса, открытки и приглашения, календарь

II. Печатное издание

III. Периодическая печать

IV. Фотографии

1. Фотографии к биографии

2. Фотографии служебной и общественной деятельности

Раздел "Документы к биографии" (№№ 1 - 35) включает в себя:

- личные документы фондообразователя (комсомольский билет, копию трудовой книжки, мандаты и др.). Имеется рукописная автобиография (д.№1). Рукопись перепечатана, по причине неразборчивости подчерка и для удобства использования, и включена в опись отдельной единицей хранения (д.№2);

- депутатские билеты и удостоверения в твердых коленкоровых обложках. В делах №№ 11 - 18 датой обозначен срок действительности данного документа;

6

- удостоверения к медалям и знакам, включено свидетельство о присвоении фондообразователю звания "Ветеран труда";

- почетные дипломы и грамоты фондообразователя и благодарственное письмо. Почетные грамоты за активную и общественную деятельность фондообразователя (д.№ 26) собраны в одну единицу хранения, составлена внутренняя опись документов. Имеются грамоты спортивных обществ за спортивные достижения (д.№ 27), также составлена внутренняя опись. Благодарственное письмо (д.№29) не датировано, в опись указана примерная вычисленная дата.

- поздравительные адреса в твердых коленкоровых обложках включены в опись под самостоятельными номерами единиц хранения; поздравительные открытки и приглашения фондообразователю включены в общие единицы хранения с внутренними описями. В данный подраздел включен календарь не 1998 год (д.№ 34) небольшого размера (15х8 мм). Календарь был изготовлен по заказу фондообразователя для предвыборной агитации.

В раздел "Печатное издание" включена презентационная книга, посвященная 70-летию ижевского трамвая (д.№ 35). Книга по истории становления и развития трамвайно-троллейбусного управления. Фондообразователем описана 70-летняя история предприятия. В книге присутствует большое количество черно-белых и цветных фотоснимков.

Раздел "Периодическая печать" состоит из газет и вырезок из газет о фондообразователе. В отдельную единицу хранения сформирована газета "Транспорт и Мы" (д.№ 36), в которой опубликована статья беседы корреспондента с фондообразователем. Газета "Транспорт+МЫ" выходила ко дню 245-летнему юбилею города Ижевска (д.№ 37). Год издания газеты не указан, поэтому, в описи указан предположительно. В данной газете опубликована статья "Почетный гражданин Ижевска" о профессиональном пути фондообразователя. В других статьях газеты также имеются упоминания о фондообразователе.

7

Статья, опубликованная в газете "Удмуртская правда" (д.№ 38), посвящена 70-летию со дня открытия в Ижевске трамвайного движения. Интервью дает генеральный директор МУП "ИжГЭТ И.Гликман. Рассказывает об истории становления трамвайного предприятия, которое возглавлял фондообразователь.

Газета "Пассажирский транспорт" (д.№ 39) публикует статью к 60-летию ижевского трамвая, а также приветственное слово и интервью начальника управления В.И.Беселева. В статье использованы фрагменты телепередачи "Без пиджака", вопросы - ответы. Очередной номер газеты "Пассажирский транспорт" (д.№ 40) помещает интервью с фондообразователем - кандидата в депутаты городской Думы.

В дело № 41 собраны вырезки из газет со статьями о фондообразователе. Составлена внутренняя опись.

Раздел "Фотографии" содержит снимки к биографии так, например, В.И.Беселев в кругу своей семьи, на отдыхе, с друзьями на пикнике. Фотографии служебной и общественной деятельности содержат снимки с торжественных вечеров, посвященных юбилейным датам; фондообразователя с руководителями транспортных предприятий. Имеются снимки с зарубежных командировок.

Формирование единиц хранения и их систематизация проведены по тематическому признаку. Внутри тематических разделов и подразделов дела систематизированы следующим образом:

В I разделе - по видам и значимости, внутри видов - по хронологии;

В III разделе - по видам печатных изданий, а внутри - по хронологии:

В IV разделе - по тематическим подразделам, а внутри - по хронологии.

При описании подлинность документов не оговаривается, указывается только копийность.

8

Точные даты документов не удалось установить в делах №№ 29, 37. Документы дела № 8 совсем не имеют дат. Единицы хранения №№ 11-18 имеют дату окончания действия данного документа.

Дела, у которых невозможно установить точную дату, расположены в конце разделов и подразделов.

Единицы хранения №№ 42, 49, 50, 51, 52, 53, 54 - чёрно-белые фотографии, остальные фотоснимки цветные. На всех фотографиях на оборотной стороне имеются аннотации фондообразователя.

Документы фонда достаточно полно и всесторонне отражают служебную и общественную деятельность фондообразователя. В фонде содержатся документы, представляющие интерес для исследователей, для проведения тематических выставок.

В целом документы находятся в хорошем физическом состоянии, могут быть использованы при изучении истории развития и становления трамвайного и троллейбусного транспорта в городе Ижевске.

К описи составлены титульный лист, оглавление, предисловие.

Документы оформлены в соответствии с архивными требованиями. Поздравительные адреса, дипломы, грамоты помещены в папки с клапанами, для личных документов и фотографий изготовлены бумажные конверты.

Ведущий специалист Н.Г.Рублева

14.11.2007