Республиканский центр профессионального образования Министерства народного образования Удмуртской Республики, г. Ижевск УР ( 1 марта 1993 г. - )
- Номер фонда:
- Р-1841
- Начальная дата – конечная дата:
- 1991–2000
Описи (1)
№ описи | Наименование описи | Тип описи | Начальная дата – конечная дата | Объём ед. хр. |
---|---|---|---|---|
1 | опись документов постоянного срока хранения | Управленческая документация | 1991–2000 |
Аннотация
Постановления Правительства РФ, Государственного комитета РФ по высшему образованию, Государственного Совета УР, Правительства УР. Решения коллегии Министерства образования РФ, Министерства общего и профессионального образования РФ. Приказы, распоряжения Министерства печати и информации РФ, Министерства образования РФ, Министерства общего и профессионального образования РФ, Министерства народного образования УР, Республиканского центра профессионального образования (Удмуртского республиканского научного учебно-методического центра профессионального образования). Протоколы заседаний административного совета, кафедры педагогики и психологии профессионального образования, работников центра. Положения об аттестации работников системы народного образования УР, о структурных подразделениях центра, о порядке образования и использования внебюджетных средств, организации платных услуг. Должностные инструкции работников центра.
Планы работы, учебных, научно-методических мероприятий, курсов повышения квалификации, мероприятий по гражданской обороне, штатные расписания, сметы доходов и расходов, бухгалтерские, статистические отчеты, отчеты центра по основной деятельности. Расчет стоимости услуг, оказываемых центром. Штатные расписания, сметы доходов и расходов, бухгалтерские отчеты учреждений начального профессионального образования. Информации об итогах работы центра, профессионально-технических училищ УР.
Учебные планы и программы по общеобразовательным и специальным дисциплинам. Рецензии, справки на представленные учебные планы, программы, учебно-методические разработки.
Документы об образовании и ликвидации центра, учебно-методической работе его сотрудников, итогах педагогических чтений инженерно-педагогических работников учебных заведений профессионального образования, об организации, проведении, итогах всероссийских и республиканских олимпиад, конференций, конкурсов, эстафет, чтений, смотров, выставок, контрольных работ, о результатах аттестации инженерно-педагогических работников начальных профессиональных образовательных учреждений УР, переоценке и передаче основных средств и фондов центра, о состоянии учебно-материальной базы профессиональных образовательных учреждений УР.
Договоры с учреждениями, организациями о сотрудничестве. Переписка с Министерством общего и профессионального образования РФ, Правительством УР, Министерством народного образования УР, ведомствами, образовательными учреждениями УР по основной деятельности. Сводные ведомости подготовки специалистов начальных профессиональных образовательных учреждений УР. Журнал регистрации приказов по основной деятельности.
Информационные бюллетени центра. Методические рекомендации, пособия.
Коллективный договор.
Историческая справка
ИСТОРИЯ ФОНДООБРАЗОВАТЕЛЯ
Во исполнение решения коллегии Министерства народного образования УР от 26 сентября 1991г. и на основании приказа Министерства народного образования УР № 53 от 1 марта 1993г. был создан Удмуртский республиканский научный учеб-но-методический центр профессионального образования (далее - Центр).
Центр был образован на базе учебно-методического кабинета и кафедры профессионально-технического образования Удмуртского республиканского инсти-тута усовершенствования учителей.
Центр был создан с целью улучшения научно-методического обеспечения подготовки и переподготовки квалифицированных работников в учебных заведени-ях профессионального образования, совершенствования работы по повышению квалификации инженерно-педагогических кадров профессиональных технических училищ. Центр являлся государственным учреждением дополнительного профес-сионального педагогического образования. Учредителем Центра являлось Мини-стерство народного образования УР. Центр имел статус юридического лица, само-стоятельный баланс, расчетный, валютный и другие счета в учреждениях банка, пе-чать с изображением государственного герба УР и со своим наименованием, штам-пы, бланки и другие реквизиты. Финансирование деятельности Центра осуществля-лось на основе сметы доходов и расходов, утвержденной Министерством народного образования УР из федерального и республиканского бюджетов.
Центр в своей деятельности руководствовался Конституциями, законами, иными нормативными актами РФ и УР, Уставом Центра и типовым «Положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей» утвержден-ным приказом Министерства образования РФ № 140 от 27 марта 1995г.
Центр был вправе образовывать ассоциации, комплексы, союзы и иные объ-единения, в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных орга-низаций, в целях развития и совершенствования образования.
Основными целями Центра являлись: удовлетворение профессиональных потребностей работников профессиональных училищ и лицеев в повышении ква-лификации и подготовке по избранной профессии, развитие их творческого потен-циала путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам; развитие и совершенствование системы дополнительного и профес-сионального обучения УР, интеграции её в единую федеральную систему непре-рывного образования и мировую образовательную систему; осуществление научно-исследовательской, научно-методической деятельности, опытно-экспериментальной работы по актуальным проблемам системы профессионального образования РФ и УР; организация методической работы в профессиональных училищах и лицеях; проведение лечебно-оздоровительной работы с учащимися и работниками системы народного образования.
Для достижения этих целей Центр решал следующие задачи: организовывал периодическое повышение квалификации и переподготовки работников профес-сиональных училищ; осуществлял комплексную оценку профессиональных знаний и квалификационного уровня: проводил тестирование и консультации по итогам обучения и вырабатывал на этой основе рекомендации по присвоению тарифных разрядов, званий, категорий; проводил профессиональную адаптацию кадров, не имеющих педагогического опыта; совершенствовал профессиональное мастерство слушателей с учетом новейших достижений науки и техники; изучал, обобщал и распространял управленческий и педагогический опыт в области учебно-методической, воспитательной работы и внедрял его в учебный процесс; разраба-тывал на основе общественного опыта рекомендации по совершенствованию подго-товки, переподготовки и повышения квалификации работников образования; про-водил апробацию новых технологий и прогрессивных форм подготовки и повыше-ния квалификации управленческих научно-педагогических кадров; организовывал мероприятия (конференции, совещания, семинары) по актуальным проблемам обра-зования, переподготовки и повышения квалификации управленческих и научно-педагогических кадров; издавал учебно-методическую литературу для системы до-полнительного профессионального образования; осуществлял научно-методическую помощь профессиональным училищам, лицеям, колледжам по вне-дрению государственного образовательного стандарта в образовательный процесс; участвовал в разработке и выполнении региональных программ развития образова-ния; принимал участие в реализации образовательных программ с отечественными, международными учреждениями, ведомствами и фирмами по обмену опытом, со-вместному обучению слушателей, проведении стажировок, совместных научных исследований, организации временных творческих коллективов, обмене слушате-лями и специалистами с заинтересованными зарубежными партнерами.
Руководство деятельностью Центра осуществлялось директором, назначае-мым Министерством народного образования УР. Найм на работу других сотрудни-ков осуществлялся директором Центра путем подписания с ними контрактов. Увольнение работников производилось в соответствии с действующим законода-тельством и условиями контрактов.
Согласно штатному расписанию на 1993г. численность работников Центра состояла из 41 человека.
В качестве структурного подразделения в состав Центра входил санаторий - профилакторий, штат которого состоял из 24 человек.
На основании приказа Министерства народного образования УР № 68 от 11 марта 1993г. в Центре была создана бухгалтерия со штатом 3 человека, до этого Центр обслуживала Централизованная бухгалтерия Министерства народного обра-зования УР.
В целях наиболее эффективного решения задач экономического и социаль-ного развития Центра, укрепления его материально-технической базы, повышения качества профилактической и оздоровительной помощи, развития научно-исследовательской деятельности было решено создать при профилактории Центра «Методико-технологический отдел «Дикси».
За период работы Центра с момента его создания и до 1995 г. была под-тверждена своевременность и целесообразность его создания. На базе Центра про-водились семинары, курсы повышения квалификации, совещания работников про-фессиональных училищ и общеобразовательных школ. Слушателям предоставля-лась возможность оздоровиться в профилактории.
С целью разработки и внедрения в практику образовательного процесса компьютерных обучающих технологий, в Центре при кафедре профессионального образования был создан творческий коллектив для разработки новых обучающих технологий и сквозных обучающих программ в общей концепции профессиональ-ного образования, а также программ подготовки и переподготовки специалистов, пользующихся спросом в условиях рыночной экономики с использованием компь-ютерных обучающих технологий и элементов дистанционного обучения.
Сотрудниками Центра проводились выездные семинары в профессиональ-ные училища Республики, целью которых являлось знакомство с новыми формами и методами учебно-производственной деятельности училищ на местах, живой об-мен опытом работы руководителей (помимо теоретической части программы).
С 1994 г. на Центр были возложены вопросы учебно-методического обеспе-чения процесса аттестации инженерно-педагогических работников. Центром была разработана методика аттестации инженерно-педагогических работников Респуб-лики.
В связи с недостаточно эффективной деятельностью с 1 марта 1995 г. было упразднено структурное подразделение Центра «методико-технический отдел «Дик-си».
С целью улучшения научно-методического обеспечения технического твор-чества учащихся, подготовки и переподготовки квалифицированных инженерно-педагогических работников, разработки и осуществления практических программ развития технического творчества, пропаганды научно-технических знаний и пере-дового опыта работы в области педагогики, методики, рационализаторской и изо-бретательской деятельности среди учащихся и инженерно-педагогических коллек-тивов учебных заведений профессионального образования на основании приказа Министерства народного образования УР № 209 от 6 июня 1995г. был ликвидиро-ван Дом техники профтехобразования, все его функции были переданы Центру, как правопреемнику. На базе бывшего Дома техники профтехобразования был создан отдел дополнительного образования учащихся профессиональных училищ.
На основании приказа Министерства народного образования УР № 294 от 14 июля 1995г. при Центре была создана централизованная бухгалтерия № 1, кото-рая кроме Центра обслуживала 5 профессионально-технических училищ при испра-вительных колониях Министерства юстиции РФ по УР и детско-юношеский клуб физической подготовки «Ожгарчи - воин».
На основании приказа директора Центра № 106 от 26 сентября 1995 г. В це-лях дальнейшего совершенствования методической работы в системе профессио-нального образования Республики, повышения её эффективности в процессе обуче-ния и воспитания учащихся был создан Методический совет на правах совещатель-ного органа.
Для организации распространения опыта, использования компьютерных се-тей в учебном процессе, выполнения научно-исследовательских работ была создана кафедра дистанционного обучения в локальных и телекоммуникационных сетях.
В целях адаптации профессионального образования УР к социально-экономическим реформам, подготовки рабочих равноуровневой квалификации, со-циальной защищенности выпускников профессиональных училищ, по поручению Министерства народного образования УР в мае 1996 г. Был создан временный твор-ческий коллектив по разработке проекта «Концепции начального профессиональ-ного образования в УР» (далее по тексту - «Концепция...»). Временным творческим коллективом был подготовлен проект «Концепции...». Экспертизу проекта провели известные ученые, доктора наук. Проект «Концепции...» был одобрен решением коллегии Министерства народного образования УР № 8/2 от 31 октября 1996 г. Для реализации основных положений «Концепции...» и на основании ходатайств педсо-ветов были организованы экспериментальные площадки на базе профессиональных училищ №№ 34, 4, 6, 25, 21. Также решением коллегии Министерства народного образования УР было предложено подготовить материалы в Правительство УР по преобразованию Центра в Удмуртский институт развития профессионального обра-зования.
С сентября 1996 г. Центр перешел на многоуровневую систему повышения квалификации. Уровень обучающихся зависел от образования и стажа практической деятельности или уровня квалификации. Например, обучение на очно-заочных кур-сах 1-го уровня проводится для инженерно-педагогических работников, не имею-щих педагогического образования, со стажем работы в системе профессионального образования до 3-х лет, либо не имеющих аттестационной категории. Обучение на курсах 2-го уровня проводится для инженерно-педагогических работников, имею-щих педагогическое образование, а также обучившихся на курсах по педминимуму, имеющих вторую категорию. Инженерно-педагогические работники первой и высшей категорий обучаются на 3-м уровне, это обучение предполагает также ос-воение двух предыдущих уровней.
В связи с реализацией «Концепцией...» и необходимостью определения эф-фективных путей перевода профессиональных училищ на новый качественный уро-вень, на основании приказа Министерства народного образования УР № 28 от 11 февраля 1997г. к экспериментальным площадкам добавляется радиотехнический лицей № 19, коммерческий колледж № 39. Научное руководство экспериментом было возложено на кафедру профессионального обучения Центра.
Согласно «Концепции...» была предусмотрена реформа профессионального образования Республики, с целью решения новых задач профессионального образо-вания, усиления содержательной основы, перехода к новым технологическим уров-ням преподавания с соблюдением принципа непрерывности и последовательности в профессиональном образовании, расширения номенклатуры специальностей и обеспечения научно-методических работ в области непрерывного профессиональ-ного образования.
На основании приказа Министерства народного образования УР № 29 от 12 февраля 1997г. на Центр возлагалась задача подготовки комплекта документов по созданию Института развития начального профессионального образования на осно-ве слияния Центра с политехническим колледжем № 17.
Согласно приказу Министерства народного образования УР № 57 от 14 мар-та 1997 г. на Центр была возложена организация работы по рационализации и изо-бретательству. В целях более полного использования творческого потенциала уча-щихся, инженерно-педагогических работников и повышения роли изобретательства и рационализации в профессиональных учебных заведениях были утверждены до-кументы, разработанные Центром: «Положение об организации изобретательской и рационализаторской работы в училищах и лицеях УР», «Положение о рационализа-торских предложениях, зарегистрированных в профессиональных училищах и ли-цеях», «Инструкция по определению размера вознаграждения за рационализатор-ское предложение, не создающего экономии», «Таблица определения размера воз-награждения за рационализаторское предложение, создающее экономический эф-фект».
Во исполнение решения коллегии Министерства народного образования УР № 10/1 от 31 октября 1996г. и на основании приказа Министерства народного обра-зования УР № 98 от 31 марта 1997г. было решено создать на базе Центра времен-ный творческий коллектив для разработки Республиканской программы по под-держке, сохранению и развитию учреждений начального профессионального обра-зования Республики.
Приказом директора Центра № 92 от 1 декабря 1997 г. с целью совершенст-вования работы Центра, оптимизации деятельности его структурных подразделе-ний, повышения качества методической работы и расширения сферы научно-исследовательской работы в условиях внедрения государственного стандарта на-чального профессионального образования были преобразованы: кафедра профес-сионального образования в кафедру педагогики и психологии профессионального образования; лаборатория диагностики и мониторинга в кафедру педагогический инноваций и созданы следующие кабинеты: кабинет компьютерных обучающих технологий; редакционно-издательский кабинет; кабинет воспитательной и соци-ально-педагогической работы; кабинет аттестации инженерно-педагогических ра-ботников и учреждений начального профессионального образования; кабинет об-щеобразовательных дисциплин; кабинет технических средств обучения (далее - ТСО); кабинет профессионального образования профессий общепромышленного значения; кабинет профессионального образования профессий энергетики, прибо-ростроения, строительства; кабинет профессионального образования профессий сферы услуг; кабинет профессионального образования профессий сельскохозяйст-венного назначения; кабинет стандартизации профессионального образования.
В ноябре 1997г. в г. Челябинске состоялось совещание руководителей орга-нов управления образования и методических служб Уральского региона, организо-ванное Министерством общего и профессионального образования РФ. По итогам совещания было создано Учебно-методическое объединение начального профес-сионального образования Уральского региона (далее - УМО). Цели создания УМО - координация действий научно-педагогической общественности, учреждений на-чального профессионального образования, представителей предприятий по обеспе-чению качества и развития содержания профтехобразования, прогнозирование пер-спективных направлений и научно-методического обеспечения процесса подготов-ки рабочих, разработки государственных образовательных стандартов начального профессионального образования. С целью обеспечения деятельности УМО Ураль-ского региона в системе начального профессионального образования Республики, учитывая Положение об Учебно-методическом объединении Уральского региона, приказом Министерства народного образования УР № 9 от 15 января 1998г. замес-тителем председателя УМО Уральского региона был назначен директор Центра Муссаев Х.А.
27 февраля 1998г. Центру была выдана лицензия на право осуществления образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального обра-зования.
В связи с прекращением финансирования профилакторий Центра с 1 апреля 1998г. перестал функционировать.
В соответствии с приказом директора № 39 от 29 мая 1998г. в связи с пре-кращением финансовой деятельности был ликвидирован филиал Центра «Группа маркетинга»
В соответствии со статьей 12 Закона РФ «Об образовании», во исполнении постановления Правительства УР № 717 от 11 августа 1998г. «О совершенствовании структуры аппарата Министерства народного образования УР и подведомственных ему республиканских учреждений» и на основании приказа Министерства народно-го образования УР № 315 от 7 сентября 1998г. Центр был переименован в Респуб-ликанский центр профессионального образования (далее - Центр).
С целью совершенствования работы Центра, оптимизации деятельности его структурных подразделений, повышения качества методической научной работы в условиях внедрения государственного стандарта начального профессионального образования на основании приказа директора Центра № 64а от 1 октября 1998 г. от-дел дополнительного образования учащихся был переименован в отдел технологи-ческого образования и профориентационной работы.
За период существования коллектив Центра проделал большую работу по обучению, стажировке, повышению квалификации инженерно-педагогических ра-ботников и руководителей профессиональных училищ и лицеев. Основными фор-мами повышения квалификации инженерно-педагогических работников и руково-дителей являлись: курсы: очные, очно-заочные, заочные; авторские школы; спец-курсы; секции: директоров; заместителей директоров по учебной, учебно-производственной, учебно-воспитательной и научно-методической работам; мето-дистов; преподавателей общеобразовательных и общетехнических дисциплин; секции мастеров профессионального образования и преподавателей металлообраба-тывающих, сельскохозяйственных, строительных, электрорадиотехнических про-фессий, швейного производства, общественного питания.
Повышение квалификации инженерно-педагогических работников в период между курсами проводилось на республиканских секциях. Ежегодно организовыва-лась работа методических секций по 9-15 направлениям, сформированным по про-филю подготовки, преподаваемому предмету и по должности.
За период с 1995 по 1998 гг. сотрудниками Центра было аттестовано инже-нерно-педагогических работников: на высшую категорию - 234 человека; на 1-ю ка-тегорию - 358 человек.
С целью совершенствования форм и методов обучения, повышения профес-сионализма и творческой активности инженерно-педагогических работников и с целью повышения интереса к изучению предметов профессионального цикла уча-щихся профессиональных училищ, лицеев и колледжей Центром проводились рес-публиканские олимпиады, конкурсы, выставки-ярмарки, контрольные работы и др. мероприятия.
Победители республиканских мероприятий принимали участия и во Всерос-сийских олимпиадах, конкурсах и т.д.
Сотрудниками Центра постоянно был организован обмен опытом по плани-рованию и организации рационализаторской и изобретательской деятельности. С этой целью на семинары приглашались заслуженные рационализаторы и изобрета-тели Удмуртии, представители крупнейших предприятий г. Ижевска.
Составной частью работы Центра являлась научно-исследовательская дея-тельность в области начального профессионального образования. Она проводилась в основном специалистами кафедр, а также с привлечением научных работников других организаций. Научные и экспериментальные исследования носили характер прикладных и выполнялись по заказу Министерства народного образования УР и профессиональных училищ Республики.
Центр совместно с экспериментальной площадкой Министерства народного образования УР проводил Республиканский научный семинар для преподавателей, внедрял в учебный процесс профессионального образования новые прогрессивные технологии, организовывал взаимодействие со школами по получению профессио-нального образования, велась производственная практика учащихся на более чем 40 предприятиях Республики. На базе этих предприятий велась работа по созданию материально-технической базы для профессионального обучения и подготовки уча-щихся с использованием значительных объемов учебной информации и норматив-ной документации, осуществлялось внедрение на практике эксперимента по сквоз-ному, модульному, дистанционному обучению, подготовка специалистов из числа молодежи и др. категорий населения и создание условий для становления и приоб-ретения высокого профессионализма в процессе обучения.
За период существования Центра активно работал кабинет технических средств обучения, сотрудниками которого проводились занятия по технике и мето-дике использования технических средств обучения с различными категориями слу-шателей, был разработан цикл лекций и практических занятий. Была оказана учеб-но-методическая и техническая помощь профессиональным училищам, лицеям, колледжам Республики. 7 фильмов, созданных в Центре, отмечены дипломами и почетными грамотами двух Всероссийских и одного Международного фестиваля, почетными грамотами Министерства народного образования УР.
С момента создания активно работал отдел дополнительного образования учащихся (отдел технического образования и профориентационной работы), на-правления работы которого были следующие: организация и проведение республи-канских мероприятий; организация кружковой работы; организация изобретатель-ской и рационализаторской деятельности, пропаганда технического творчества; по-вышение квалификации педагогов дополнительного образования.
За 1996-1998 гг. проведено 16 конкурсов и олимпиад, выставок-ярморок и на-учно- технические чтения. Работа 14 кружков отдела организована на базе училищ. С целью повышения квалификации и профессионального мастерства мастеров-педагогов производственного обучения, занимающихся с учащимися во внеурочное время, работала «Школа педагогов дополнительного образования», которая разви-вала технические и творческие способности инженерно-педагогических работни-ков, расширяла их кругозор, учила организовывать досуг учащихся и своего окру-жения.
Несмотря на отсутствие технической базы для издательской деятельности, Центром за прошедший период было опубликовано 40 научно-методических мате-риалов, 6 оригинал-макетов, для публикации подготовлено около 20 учебно-методических пособий.
Центр принимал непосредственное участие в разработке Закона Республики «О народном образовании», проекта «Концепции занятости молодежи УР», «Кон-цепции развития начального профессионального образования УР».
Центр сотрудничал с ведущими институтами профессионального образова-ния: Челябинским институтом развития профессионального образования, Екате-ринбургским институтом профессионального образования, Институтом среднего специального образования РФ (г. Казань), Центральным институтом повышения квалификации работников профессионального образования РФ (г. Санкт-Петербург), Центром непрерывной подготовки инженерных кадров при ИжГТУ, Удмуртским государственным университетом, Удмуртским республиканским ин-ститутом усовершенствования учителей, Министерством народного образования УР, Татаро-американским региональным институтом, Институтом развития профес-сионального образования Министерства общего и профессионального образования РФ, Академией профессионального образования РФ.
С 1996 г. Центр являлся ассоциированным членом Поволжского отделения Российской академии образования.
На основании постановления Правительства УР № 803 от 23 августа 1998 г. «Об изменении сети образовательных учреждений УР» и во исполнении приказа Министерства народного образования УР № 275 от 27 сентября 1999г. Республи-канский центр профессионального образования был ликвидирован.
Приказом Министерства народного образования УР № 346 от 25 ноября 1999 г. была ликвидирована Центральная бухгалтерия № 1 при Республиканском центре профессионального образования.
Переименования фонда
Наименование | Начальная дата | Конечная дата |
---|---|---|
Республиканский центр профессионального образования Министерства народного образования УР | 1998-09-07 | 1999-09-27 |
Удмуртский республиканский научный учебно-методический центр профессионального образования Министерства народного образования УР | 1993-03-01 | 1998-09-06 |