Государственный союзный Киевский завод мотоциклетных моторов Наркомата среднего машиностроения СССР (1935-1941)

Номер фонда:
Р-1750
Начальная дата – конечная дата:
1935–1941

Описи (5)

№ описи Наименование описи Тип описи Начальная дата – конечная дата Объём ед. хр.
1 документов постоянного срока хранения Управленческая документация 1935–1941 40
2 документов постоянного срока хранения Управленческая документация 1940–1941 31
3 документов постоянного срока хранения НТД (научно-техническая документация) 1938–1941 3
4 документов постоянного срока хранения Управленческая документация 1935–1941 131
документов постоянного срока хранения Управленческая документация 1936–1941 45

Историческая справка

В 1935 г. Моторный завод им. В.Я. Чубаря (далее - Завод), находился в ведении Народного Комиссариата тяжёлой промышленности СССР. В 1936 г. -Машиностроительный завод им, В.Я. Чубаря НКВП СССР (расшифровка данного названия в документах отсутствует). С января 1937 г. - Завод № 225 им. В.Я. Чубаря Народного Комиссариата оборонной промышленности (далее - НКОП)." На основании Постановления Совнаркома СССР от 29 февраля 1939 г. Завод был переведён в ведение Народного Комиссариата Среднего Машиностроения СССР, (далее - НКСМ) и стал называться Государственный Союзный завод № 225 . С 7 января по 11 марта 1941 г. Завод находился в ведении Главного Управления Специального машиностроения НКСМ СССР. Согласно приказ^ НКСМ СССР от 11 марта 1941 г. №104/190 Завод был передан в ведение Главного Управления мотоциклетной н велосипедной промышленности НКСМ СССР и стал называться-Государственный Союзный Киевский завод мотоциклетных моторов (далее - Киевский завод). На основании Государственной регистрации от 26 апреля 1941 г. № 3 вступил в силу Устав Киевского завода мотоциклетных моторов, утверждённый заместителем НКСМ СССР.

Киевский завод действовал на основании устава в пределах директив и плановых заданий НКСМ СССР.

Согласно Уставу, основной деятельностью завода являлось производство мотоциклетных моторов. Киевский завод имел право юридического лица, возглавлялся директором. Уставной Фонд определялся в сумме 6 183000 рублей. Управление заводом находилось в г. Киеве по улице Жадоновского, 29 (и/я 10).

Директор, под непосредственным руководством Главного Управления мотоциклетной и велосипедной промышленности НКСМ СССР, осуществлял, на основе еднноналичня, все права и обязанности, вытекающие из возложенных на Киевский завод задач, распоряжался а пределах, установленных законом, всеми средствами и имуществом завода, совершал от его имени все операции.

Директор руководил набором кадров, нёс ответственность за выполнение плана, соблюдение финансовой, договорной и трудовой дисциплины и хозяйственное ведение дела.6

Директорами Киевского завода в данный период были: Константинов (инициалы отсутствуют), Максимов Иван Иванович (назначен директором завода приказом НКСМ СССР от 15 ноября 1939 г. № 577-к).7

Согласно Протоколам технических совещаний от 23 января, 28 февраля 1941 г.

а

была начата работа по проектированию Киевского завода Были заключены договоры и соглашения на проектирование н реконструкцию завода с учреждениями н предприятиями г. Киева, г. Москвы и г. Ленинграда* Всё это было связано с плановым заданием по освоению и производству новых моторов и коробок скоростей для мотоцикла М -72. Задание было разработано Государственным институтом по проектированию машиностроительных и металлообрабатывающих заводов (далее -Гнпросредмаш) НКСМ СССР на основании постановления ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР от 4 марта 1941 г. н приказа НКСМ СССР от 10 марта 1941 г.

Согласно плановому заданию существующее производство с Киевского завода снималось. Завод должен был получать с других заводов поковки, пружины, мелкое алюминиевое и бронзовое литьё, поршневые кольца с Харьковского мотоциклетного завода, карбюраторы с Ленинградского карбюраторного завода, электрооборудование с Калужского завода, прокладки с заводов местной промышленности

На момент проектирования Киевский завод занимал площадь 2,52 га и был окружен с трёх сторон жилыми домами. Основные производственные н вспомогательные цехи размещались в кирпичных зданиях с деревянными перекрытиями. На территории завода имелись различные мелкие здания, в которых размещались общезаводские отделы я службы.50

Существующее здание котельной , согласно требованию Котлонадзора, подлежало сносу. Водопровод проложен был только на части территории; питание всех существующих корпусов им не обеспечивалось. Канализация также была проложена частично. Ливневой канализации не было. На начало 1941 г. в состав завода входили:

1. Механический цех;

2. Литейный цех (корп. 2);

3. Термический цех (корп. 2)

4. Гальваническая мастерская (корп. 3);

5. Отделение холодной штамповки (корп. 5);

6. Инструментальный цех н ЦИС (корп. 3)

7. Реыонтно - механический цех (корп. 3)

8. Ремонтная кузница (корп. 5);

9. Лаборатория (корп.6);

10. Ремонтно - строительный цех и тарный цех;

11. Складское хозяйство;

12. Гараж, котельная, компрессорная;

13. Заводоуправление.

Техно-экономические показатели завода выглядели следующим образом:

Территория завода-2,52 га, площадь застройки - 0,83 га, коэффициент застройки - 0,33 га

Основные промышленные средства-8,1 млн. р.

Выпуск в неизменных ценах - 20,7 млн. р.

Всего работающих-669 человек.

При заданной программе существующие площади использовались не полностью. Намечалась реконструкция внутренних водопроводно - канализационных сетей, прокладка новой хозяйственной, противопожарной, водопроводной сети. Снабжение теплом после реконструкции должно было быть от городской ТЭЦ. Сносу подлежали здания котельной экспериментального цеха, два сарая - склада, общей стоимостью 67 т. р. Согласно произведённым расчетам оптимальной мощности Киевского завода, объём производства мог быть увеличен до 8000 моторов в год плюс запасные части против 5000 моторов. Капиталоотдача должна была увеличиться до 3 р. 50 коп. против 2 р, 50 коп. Капиталовложения составляли 6400 т. р.

Проектное задание организации производства мотоциклетных моторов н коробки скоростей на Киевском заводе было утверждено на совещании у заместителя НКСМ СССР протоколом от 9 мая 1941 г. №60 .

В связи с тем, что производство было разбросано в отдельных, не связанных между собой зданиях, часть которых имела большой процент износа н не могла считаться полноценной для длительной эксплуатации, н что заводоуправление размещено в нескольких мелких зданиях (бывших жилых домах), что затрудняло

организацию управления производством, было принято предложение Главного Управления мотоциклетной и велосипедной промышленности НКСМ СССР о постройке нового административно - производственного корпуса по техническому проекту, разработанному Киевским ПромстроЙпроектом.

Согласно протоколу совещания у Заместителя начальника и Главного инженера Главного Управления мотоциклетной и велосипедной промышленности НКСМ СССР от 22мая 1941г. была утверждена смета на реконструкцию заводских корпусов №№2 н 4. В корпусе №2 были запроектированы следующие цехи:

1. Ремонтные мастерские отд Гл. механика;

2. Револьверно - автоматическое отделение механического цеха;

3. Сборочный цех н испытательная станция;

4. Склад готовой продукции и упаковочная.

Сборочный цех н испытательная станция рассчитаны были на выпуск в год 8000 шт. моторов, коробок скоростей н муфт сцепления к мотоциклу М - 72.

Режим работы для сборочного цеха приляг был односменный, для испытательной станции - двухсменный. Сборка узлов запроектирована стационарной на монтажных столах. Общая сборка - на конвеере. На испытательной станции была запроектирована холодная и горячая обкатка моторов.

Ремонтные мастерские были запроектированы в составе: станочного отделения, слесарно-сборочного, электро - ремонтного, жестянично - медннчного и трубо -ремонтного. Компрессорная станция, котельная были предназначены для снабжения производственным паром цехов завода Очистка воды предусматривалась упрощённая по схеме: фильтрация, коагуляция и хлорирование. Сметная стоимость реконструкции 2 корпуса составляла 764 т. р. В корпусе № 4 были запроектированы следующие цехн :

1. Инструментальная мастерская,

2. Заготовительное и холодно-штамповочное отделение;

3. Гальваническая мастерская;

4. Трансформаторная подстанция.

Инструментальная мастерская была запроектирована на работу в две смены, холодно -штамповочное отделение - односменный график работы, гальваническая - в одну смену.

Стоимость реконструкции 4 корпуса была определена всего на сумму 650 тыс. р.

Согласно приказу НКСМ СССР от 11 марта 1941г. № 104/190 с 1 апреля 1941 г. производство ранее выпускаемой продукции по Киевскому заводу было снято и завод был полностью переключён на подготовку производства к выпуску двигателя на мотоцикл М-72. По состоянию на 15 июня 1941 г. была проведена перепланировка механических цехов в соответствии с потребностью нового производства. Все имеющиеся заделы по незавершённому производству были ликвидированы, оснащение законсервировано. Были законсервированы работы по опытным образцам СЗ-10-Э, СЗ-10/2, В-3/2, «МИ», «М». Согласно письму Главного Управления мотоциклетной и велосипедной промышленности НКСМ СССР от 6 июня 1941 г. незавершённое производство по опытным образцам было передано Московскому заводу «Искра». Всё оборудование ненужное для производства М - 72 демонтировано и на его место было установлено оборудование в соотвегствни с новой планировкой.14

К июлю 1941 г. Киевский завод находился в периоде освоения н подготовки к серийному производству двигателей М - 72. Производство двигателей В-3 и магнето СК-В было прекращено в мае месяце 1941 г., исчерпав в основном остатки незавершённого производства по данным изделиям.i5 К моменту эвакуации было изготовлено оснащения и специнструмента для производства М- 72 в объёме 60 % потребного оснащения.

Киевский завод приступил к эвакуации по телефонному распоряжению НКСМ СССР-10 июля 1941 г. Для эвакуации основного производства было выделено 5 вагонов.

В соответствии с ходатайством завода н указаниями ЦК КП(б)У фактически на 25 августа 1941 г. было отгружено н прибыло в г. Ижевск УАССР 84 вагона с оборудованием» материалами, а также с основными кадрами рабочих, ИГР н служащих во главе с главным инженером завода Ктнтарёвым Н.И. На Киевском заводе была оставлена группа работников , возглавляемая зам. директора т. Новаком А.Ф.? для выполнения оборонных заказов в отгрузки остатков имущественно - материальных ценностей.1 На основании приказа Главного Управления мотоциклетной и велосипедной промышленности НКСМ СССР от 31 июля 1941 г. № 199 Максимов

И.И. был освобождён от должности директора завода и назначен директором Серпуховского мотоциклетного завода.

На основании телефонного приказа заместителя НКСМ СССР от 6 августа 1941 г. Главный ннженер Киевского завода Ктитарев Н.И. сдал, а директор Ижевского мотозавода т. Дубовой принял привезённые по эвакуации из г. Киева в г. Ижевске всё оборудование и материальные ценности, принадлежащие Киевскому заводу.

Директор Ижевского мотозавода немедленно приступил к установке принимаемого оборудования. По мере установки, оборудование немедленно вводилось в эксплуатацию, для увеличения вьшуска мотоциклов, до особого указания НКСМ СССР.18 Главный ннженер Киевского завода Ктитарев должен был все прибывшие кадры направлять в отдел кадров для устройства их на работу с 9 августа 1941 г. Всего выехало работающих 206 человек н 280 членов их семей. Было устроено на работу 108 человек.19 Приемка вывезенного оборудования была начата 9 сентября 1941 г.

Официального постановления по вопросу ликвидации Государственного Союзного Киевского завода н слияния его с Ижевским мотозаводом, в документах фонда не было обнаружено.

15 нюня 1963 г. девятнадцать (19) бывших работников Киевского завода были награждены медалью «За оборону г. Киева».

Переименования фонда

Наименование Начальная дата Конечная дата
Государственный союзный Киевский завод мотоциклетных моторов Главного управления мотоциклетной и велосипедной промышленности Народного Комиссариата среднего машиностроения (НКСМ) СССР 1941-03-11 1941-08-01
Государственный союзный завод № 225 Главного управления специального машиностроения Народного Комиссариата среднего машиностроения НКСМ СССР 1941-01-07 1941-03-11
Государственный союзный завод № 225 Народного Комиссаритата оборонной промышленности СССР 1939-02-28 1941-01-07
Завод № 225 им. В.Я. Чубаря Народного Комиссариата оборонной промышленности СССР 1937-01-01 1939-02-28
Машиностроительный завод им. В.Я. Чубаря НКВП СССР 1936-01-01 1937-01-01
Моторный завод им. В.Я. Чубаря Народного Комиссариата тяжелой промышленности СССР 1935-01-01 1936-12-01