Государственный союзный Киевский завод мотоциклетных моторов Наркомата среднего машиностроения СССР (1935-1941)
- Номер фонда:
- Р-1750
- Начальная дата – конечная дата:
- 1935–1941
Описи (5)
№ описи | Наименование описи | Тип описи | Начальная дата – конечная дата | Объём ед. хр. |
---|---|---|---|---|
1 | документов постоянного срока хранения | Управленческая документация | 1935–1941 | |
2 | документов постоянного срока хранения | Управленческая документация | 1940–1941 | |
3 | документов постоянного срока хранения | НТД (научно-техническая документация) | 1938–1941 | |
4 | документов постоянного срока хранения | Управленческая документация | 1935–1941 | |
4Д | документов постоянного срока хранения | Управленческая документация | 1936–1941 |
Историческая справка
В 1935 г. Моторный завод им. В.Я. Чубаря (далее - Завод), находился в ведении Народного Комиссариата тяжёлой промышленности СССР. В 1936 г. -Машиностроительный завод им, В.Я. Чубаря НКВП СССР (расшифровка данного названия в документах отсутствует). С января 1937 г. - Завод № 225 им. В.Я. Чубаря Народного Комиссариата оборонной промышленности (далее - НКОП)." На основании Постановления Совнаркома СССР от 29 февраля 1939 г. Завод был переведён в ведение Народного Комиссариата Среднего Машиностроения СССР, (далее - НКСМ) и стал называться Государственный Союзный завод № 225 . С 7 января по 11 марта 1941 г. Завод находился в ведении Главного Управления Специального машиностроения НКСМ СССР. Согласно приказ^ НКСМ СССР от 11 марта 1941 г. №104/190 Завод был передан в ведение Главного Управления мотоциклетной н велосипедной промышленности НКСМ СССР и стал называться-Государственный Союзный Киевский завод мотоциклетных моторов (далее - Киевский завод). На основании Государственной регистрации от 26 апреля 1941 г. № 3 вступил в силу Устав Киевского завода мотоциклетных моторов, утверждённый заместителем НКСМ СССР.
Киевский завод действовал на основании устава в пределах директив и плановых заданий НКСМ СССР.
Согласно Уставу, основной деятельностью завода являлось производство мотоциклетных моторов. Киевский завод имел право юридического лица, возглавлялся директором. Уставной Фонд определялся в сумме 6 183000 рублей. Управление заводом находилось в г. Киеве по улице Жадоновского, 29 (и/я 10).
Директор, под непосредственным руководством Главного Управления мотоциклетной и велосипедной промышленности НКСМ СССР, осуществлял, на основе еднноналичня, все права и обязанности, вытекающие из возложенных на Киевский завод задач, распоряжался а пределах, установленных законом, всеми средствами и имуществом завода, совершал от его имени все операции.
Директор руководил набором кадров, нёс ответственность за выполнение плана, соблюдение финансовой, договорной и трудовой дисциплины и хозяйственное ведение дела.6
Директорами Киевского завода в данный период были: Константинов (инициалы отсутствуют), Максимов Иван Иванович (назначен директором завода приказом НКСМ СССР от 15 ноября 1939 г. № 577-к).7
Согласно Протоколам технических совещаний от 23 января, 28 февраля 1941 г.
а
была начата работа по проектированию Киевского завода Были заключены договоры и соглашения на проектирование н реконструкцию завода с учреждениями н предприятиями г. Киева, г. Москвы и г. Ленинграда* Всё это было связано с плановым заданием по освоению и производству новых моторов и коробок скоростей для мотоцикла М -72. Задание было разработано Государственным институтом по проектированию машиностроительных и металлообрабатывающих заводов (далее -Гнпросредмаш) НКСМ СССР на основании постановления ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР от 4 марта 1941 г. н приказа НКСМ СССР от 10 марта 1941 г.
Согласно плановому заданию существующее производство с Киевского завода снималось. Завод должен был получать с других заводов поковки, пружины, мелкое алюминиевое и бронзовое литьё, поршневые кольца с Харьковского мотоциклетного завода, карбюраторы с Ленинградского карбюраторного завода, электрооборудование с Калужского завода, прокладки с заводов местной промышленности
На момент проектирования Киевский завод занимал площадь 2,52 га и был окружен с трёх сторон жилыми домами. Основные производственные н вспомогательные цехи размещались в кирпичных зданиях с деревянными перекрытиями. На территории завода имелись различные мелкие здания, в которых размещались общезаводские отделы я службы.50
Существующее здание котельной , согласно требованию Котлонадзора, подлежало сносу. Водопровод проложен был только на части территории; питание всех существующих корпусов им не обеспечивалось. Канализация также была проложена частично. Ливневой канализации не было. На начало 1941 г. в состав завода входили:
1. Механический цех;
2. Литейный цех (корп. 2);
3. Термический цех (корп. 2)
4. Гальваническая мастерская (корп. 3);
5. Отделение холодной штамповки (корп. 5);
6. Инструментальный цех н ЦИС (корп. 3)
7. Реыонтно - механический цех (корп. 3)
8. Ремонтная кузница (корп. 5);
9. Лаборатория (корп.6);
10. Ремонтно - строительный цех и тарный цех;
11. Складское хозяйство;
12. Гараж, котельная, компрессорная;
13. Заводоуправление.
Техно-экономические показатели завода выглядели следующим образом:
Территория завода-2,52 га, площадь застройки - 0,83 га, коэффициент застройки - 0,33 га
Основные промышленные средства-8,1 млн. р.
Выпуск в неизменных ценах - 20,7 млн. р.
Всего работающих-669 человек.
При заданной программе существующие площади использовались не полностью. Намечалась реконструкция внутренних водопроводно - канализационных сетей, прокладка новой хозяйственной, противопожарной, водопроводной сети. Снабжение теплом после реконструкции должно было быть от городской ТЭЦ. Сносу подлежали здания котельной экспериментального цеха, два сарая - склада, общей стоимостью 67 т. р. Согласно произведённым расчетам оптимальной мощности Киевского завода, объём производства мог быть увеличен до 8000 моторов в год плюс запасные части против 5000 моторов. Капиталоотдача должна была увеличиться до 3 р. 50 коп. против 2 р, 50 коп. Капиталовложения составляли 6400 т. р.
Проектное задание организации производства мотоциклетных моторов н коробки скоростей на Киевском заводе было утверждено на совещании у заместителя НКСМ СССР протоколом от 9 мая 1941 г. №60 .
В связи с тем, что производство было разбросано в отдельных, не связанных между собой зданиях, часть которых имела большой процент износа н не могла считаться полноценной для длительной эксплуатации, н что заводоуправление размещено в нескольких мелких зданиях (бывших жилых домах), что затрудняло
организацию управления производством, было принято предложение Главного Управления мотоциклетной и велосипедной промышленности НКСМ СССР о постройке нового административно - производственного корпуса по техническому проекту, разработанному Киевским ПромстроЙпроектом.
Согласно протоколу совещания у Заместителя начальника и Главного инженера Главного Управления мотоциклетной и велосипедной промышленности НКСМ СССР от 22мая 1941г. была утверждена смета на реконструкцию заводских корпусов №№2 н 4. В корпусе №2 были запроектированы следующие цехи:
1. Ремонтные мастерские отд Гл. механика;
2. Револьверно - автоматическое отделение механического цеха;
3. Сборочный цех н испытательная станция;
4. Склад готовой продукции и упаковочная.
Сборочный цех н испытательная станция рассчитаны были на выпуск в год 8000 шт. моторов, коробок скоростей н муфт сцепления к мотоциклу М - 72.
Режим работы для сборочного цеха приляг был односменный, для испытательной станции - двухсменный. Сборка узлов запроектирована стационарной на монтажных столах. Общая сборка - на конвеере. На испытательной станции была запроектирована холодная и горячая обкатка моторов.
Ремонтные мастерские были запроектированы в составе: станочного отделения, слесарно-сборочного, электро - ремонтного, жестянично - медннчного и трубо -ремонтного. Компрессорная станция, котельная были предназначены для снабжения производственным паром цехов завода Очистка воды предусматривалась упрощённая по схеме: фильтрация, коагуляция и хлорирование. Сметная стоимость реконструкции 2 корпуса составляла 764 т. р. В корпусе № 4 были запроектированы следующие цехн :
1. Инструментальная мастерская,
2. Заготовительное и холодно-штамповочное отделение;
3. Гальваническая мастерская;
4. Трансформаторная подстанция.
Инструментальная мастерская была запроектирована на работу в две смены, холодно -штамповочное отделение - односменный график работы, гальваническая - в одну смену.
Стоимость реконструкции 4 корпуса была определена всего на сумму 650 тыс. р.
Согласно приказу НКСМ СССР от 11 марта 1941г. № 104/190 с 1 апреля 1941 г. производство ранее выпускаемой продукции по Киевскому заводу было снято и завод был полностью переключён на подготовку производства к выпуску двигателя на мотоцикл М-72. По состоянию на 15 июня 1941 г. была проведена перепланировка механических цехов в соответствии с потребностью нового производства. Все имеющиеся заделы по незавершённому производству были ликвидированы, оснащение законсервировано. Были законсервированы работы по опытным образцам СЗ-10-Э, СЗ-10/2, В-3/2, «МИ», «М». Согласно письму Главного Управления мотоциклетной и велосипедной промышленности НКСМ СССР от 6 июня 1941 г. незавершённое производство по опытным образцам было передано Московскому заводу «Искра». Всё оборудование ненужное для производства М - 72 демонтировано и на его место было установлено оборудование в соотвегствни с новой планировкой.14
К июлю 1941 г. Киевский завод находился в периоде освоения н подготовки к серийному производству двигателей М - 72. Производство двигателей В-3 и магнето СК-В было прекращено в мае месяце 1941 г., исчерпав в основном остатки незавершённого производства по данным изделиям.i5 К моменту эвакуации было изготовлено оснащения и специнструмента для производства М- 72 в объёме 60 % потребного оснащения.
Киевский завод приступил к эвакуации по телефонному распоряжению НКСМ СССР-10 июля 1941 г. Для эвакуации основного производства было выделено 5 вагонов.
В соответствии с ходатайством завода н указаниями ЦК КП(б)У фактически на 25 августа 1941 г. было отгружено н прибыло в г. Ижевск УАССР 84 вагона с оборудованием» материалами, а также с основными кадрами рабочих, ИГР н служащих во главе с главным инженером завода Ктнтарёвым Н.И. На Киевском заводе была оставлена группа работников , возглавляемая зам. директора т. Новаком А.Ф.? для выполнения оборонных заказов в отгрузки остатков имущественно - материальных ценностей.1 На основании приказа Главного Управления мотоциклетной и велосипедной промышленности НКСМ СССР от 31 июля 1941 г. № 199 Максимов
И.И. был освобождён от должности директора завода и назначен директором Серпуховского мотоциклетного завода.
На основании телефонного приказа заместителя НКСМ СССР от 6 августа 1941 г. Главный ннженер Киевского завода Ктитарев Н.И. сдал, а директор Ижевского мотозавода т. Дубовой принял привезённые по эвакуации из г. Киева в г. Ижевске всё оборудование и материальные ценности, принадлежащие Киевскому заводу.
Директор Ижевского мотозавода немедленно приступил к установке принимаемого оборудования. По мере установки, оборудование немедленно вводилось в эксплуатацию, для увеличения вьшуска мотоциклов, до особого указания НКСМ СССР.18 Главный ннженер Киевского завода Ктитарев должен был все прибывшие кадры направлять в отдел кадров для устройства их на работу с 9 августа 1941 г. Всего выехало работающих 206 человек н 280 членов их семей. Было устроено на работу 108 человек.19 Приемка вывезенного оборудования была начата 9 сентября 1941 г.
Официального постановления по вопросу ликвидации Государственного Союзного Киевского завода н слияния его с Ижевским мотозаводом, в документах фонда не было обнаружено.
15 нюня 1963 г. девятнадцать (19) бывших работников Киевского завода были награждены медалью «За оборону г. Киева».
Переименования фонда
Наименование | Начальная дата | Конечная дата |
---|---|---|
Государственный союзный Киевский завод мотоциклетных моторов Главного управления мотоциклетной и велосипедной промышленности Народного Комиссариата среднего машиностроения (НКСМ) СССР | 1941-03-11 | 1941-08-01 |
Государственный союзный завод № 225 Главного управления специального машиностроения Народного Комиссариата среднего машиностроения НКСМ СССР | 1941-01-07 | 1941-03-11 |
Государственный союзный завод № 225 Народного Комиссаритата оборонной промышленности СССР | 1939-02-28 | 1941-01-07 |
Завод № 225 им. В.Я. Чубаря Народного Комиссариата оборонной промышленности СССР | 1937-01-01 | 1939-02-28 |
Машиностроительный завод им. В.Я. Чубаря НКВП СССР | 1936-01-01 | 1937-01-01 |
Моторный завод им. В.Я. Чубаря Народного Комиссариата тяжелой промышленности СССР | 1935-01-01 | 1936-12-01 |