Государственный комитет Удмуртской Республики по управлению государственным имуществом, г. Ижевск УР (1991-1995 гг.)

Номер фонда:
Р-1649
Начальная дата – конечная дата:
1992–1995

Описи (4)

№ описи Наименование описи Тип описи Начальная дата – конечная дата Объём ед. хр.
1 опись дел постоянного срока хранения Управленческая документация 1991–1995
4 опись дел постоянного срока хранения (дела об отказе в приватизации предприятий и организаций) Управленческая документация 1992–1995
5 документов постоянного срока хранения Управленческая документация 1992–1994
6 опись дел постоянного срока хранения (дополнительная к описи № 1) Управленческая документация 1991–1995

Аннотация

Указы Президента РФ. Постановления, распоряжения Правительства РФ, Президиума Верховного Совета УР (УАССР), Совета Министров УР (УАССР). Решения Государственного комитета УР по управлению государственным имуществом. Приказы, распоряжения Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом, Государственного комитета УР по управлению государственным имуществом. Протоколы совещаний при председателе Государственного комитета УР по управлению государственным имуществом, заседаний постоянно действующей комиссии по приватизации.

Программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в УР на 1992 г. Сметы доходов и расходов Госкомитета, отчеты, статистические отчеты Госкомитета по основной деятельности. Заключения Госкомитета по проектам нормативных и учредительных документов. Информации о ходе и итогах выполнения Программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в УР за 1992 г.

Документы о создании городских и районных комитетов по управлению госимуществом, о передаче движимого и недвижимого имущества Удмуртского рескома Коммунистической партии РСФСР, ее городских и районных комитетов в государственную собственность УР, переоценке здания пожарной охраны на территории сельхозвыставки, об определении доли государственной собственности в имуществе Удмуртпотребсоюза, определении уровня собственности имущества, находящегося на балансе Национального банка УР и используемого совместно с Удмуртским банком Сбербанка РФ. Документы о представлении интересов государства в совете директоров АО «Ижмаш».

Документы о ходе и итогах приватизации в УР, деятельности Госкомитета, о проверках Министерства здравоохранения УР, АО «Удмуртэнерго», о создании и деятельности акционерных обществ, создании и работе, проверке чековых инвестиционных фондов и их филиалов.

Дела об отказе в приватизации предприятий и организаций.

Документы о подготовке программы экономического и социального развития УР на 1995–1997 гг.

Акты передачи сертификатов на акции приватизируемых предприятий; акты приема-передачи погашенных, невостребованных, испорченных приватизационных чеков, контрольных талонов приватизационных чеков; акты об уничтожении погашенных приватизационных чеков. Соглашение с Удмуртским антимонопольным террористическим управлением о взаимодействии в области приватизации государственных и муниципальных предприятий. Договоры с учреждениями, организациями, предприятиями на аренду помещений, имущества, о передаче в коммерческое управление пакетов акций. Переписка с Государственным комитетом РФ по управлению государственным имуществом, Верховным Советом УР (УАССР), Советом Министров УР (УАССР), Фондом имущества УР, Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ, министерствами, ведомствами, городскими и районными комитетами по управлению госимуществом, предприятиями, организациями по основной деятельности. Реестры предприятий-монополистов УР; предприятий, учреждений федеральной формы собственности, государственной собственности УР и акционерных обществ, созданных на базе предприятий федеральной и республиканской собственности. Реестр погашенных приватизационных чеков. Перечни предприятий и имущества, отнесенных к объектам, права собственника по которым определяются на основе соглашения между РФ и УР; передаваемых в государственную собственность УР. Списки граждан Удмуртской Республики, имеющих право на получение приватизационных чеков. Списки граждан на оказание социальной помощи за счет невостребованных приватизационных чеков. Общесоюзный классификатор предприятий и организаций по отраслям народного хозяйства, расположенных на территории УР по состоянию на февраль 1991 г. Журналы регистрации заявок на приватизацию объектов государственной собственности УР, договоров купли-продажи приватизированных предприятий, на аренду объектов государственной собственности УР, выдачи свидетельств о собственности, учета актов приема-передачи приватизационных чеков. Карточки приватизируемых предприятий.

Жалобы граждан и переписка по их исполнению.

Историческая справка

Приватизация – общий процесс смены собственника посредством передачи или продажи на различных условиях государственной или муниципальной собственности коллективам, кооператорам, акционерам, иностранным фирмам, частным лицам.

Для проведения приватизации в РФ были созданы специальные исполнительные органы: Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом и комитеты по управлению государственным имуществом субъектов Федерации.

Государственный комитет УР по управлению госу¬дарственным имуществом (далее – Госкомитет) был образован на основании постановления Совета Министров УАССР от 17 мая 1991 г. № 157.

Постановлением Совета Министров УАССР от 15 июля 1991 г. № 226 бы¬ло утверждено Временное положение о Госкомитете.

В своей деятельности Госкомитет был подотчетен Государственному комитету РФ по управлению государственным имуществом (далее – Госкомитету РФ) и Правительству УР (Совету Министров УР).

На начало своей деятельности Госкомитет имел следующую структуру: 1) отдел управления государственным имуществом и приватизации (включающий: сектор управления государственным имуществом; сектор приватизации предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи; сектор приватизации торговли, общественного питания, сферы обслуживания; сектор приватизации жилищно-коммунального хозяйства и объектов социально-культурных учреждений); 2) отдел реализации государственного имущества; 3) отдел содействия предпринимательству и антимонопольной политики; 4) общий отдел.

На Госкомитет были возложены следующие основные задачи: управление и распоряжение государственной собственностью Удмуртской Республики при переходе к рыночной экономике; организация и проведение работ по разгосударствлению и приватизации принадлежащей Удмуртской Республике собственности. Для решения этих задач Госкомитетом была проделана большая работа по разграничению государственной собственности, расположенной на территории УР, на федеральную, республиканскую и муниципальную. Разграничение собственности осуществлялось в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета УАССР и Совета Министров УАССР от 6 сентября 1991 г. № 550/278 «06 организации разграничения собственности на территории УАССР»' и постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «0 разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность.

Госкомитетом была проведена инвентаризация предприятий и организаций УР с указанием их подчиненности. 0т министерств и ведомств, местных органов власти, руководителей и коллективов были собраны предложения по отнесению предприятий к тому или иному уровню собственности. Эти предложения затем были представлены на рассмотрение в республиканскую согласительную комиссию, созданную при Верховном Совете УР. В итоге постановлением Верховного Совета УР от 11 марта 1992 г. 325 - ХП «О разграничении государственной собственности на территории УР» был утвержден Перечень объектов, расположенных на территории УР, с указанием уровня собственности.

В целях организации в Госкомитете системы рассмотрения заявок и подготовки решений о приватизации приказом председателя Госкомитета от 22 апреля 1992 г. № 11 был утвержден порядок оформления документов на приватизацию и создана постоянно действующая комиссия для подготовки решений по заявкам на приватизацию.

Проведение работ по разгосударствлению и приватизации объектов госсобственности осуществлялось с целью демонополизации экономики, ее структурной перестройки, создания конкурентной среды и повышения, в конечном счете, эффективности производства.

Основными способами разгосударствления и приватизации являются следующие: а) сдача госимущества в аренду; б) акционирование госпредприятий. В этом случае госпредприятия преобразуются в акционерные общества открытого типа в соответствии с выбранным трудовым коллективом вариантом льгот; в) продажа объектов госсобственности по конкурсу. При этом покупатель берет на себя определенные обязательства, например: сохранение в течение определенного времени профиля предприятия, количества рабочих мест и др. (коммерческий конкурс) или вложение инвестиций в предприятие (инвестиционный конкурс). В целях организации и проведения конкурсов распоряжением Госкомитета от 12 мая I992 г. № 10 была создана конкурсная комиссия. Документы комиссии вошли в дела о приватизации объектов, приватизированных путем продажи на коммерческих конкурсах; г) продажа госсобственности на аукционе. В этом случае собственником становится покупатель, предложивший максимальную цену. Аукцион может быть открытым или закрытым. Продажа на закрытых аукционах (среди работников данного предприятия) допускалась, как правило, только в отношении транспортных средств.

Госкомитет осуществлял управление республиканской (УР) собственностью. Для управления муниципальной собственностью были созданы городские и районные комитеты по управлению госимуществом, подотчетные местным администрациям.

В период своей деятельности Госкомитет осуществлял следующие функции: разрабатывал проекты ежегодных программ приватизации в УР и организовывал их выполнение; осуществлял разработку проектов нормативных актов по вопросам приватизации, управления и распоряжения госсобственностью УР; оказывал организационно-методическую помадь городским и районным комитетам по управлению госимуществом; осуществлял выборочную проверку деятельности данных комитетов по организации работ и оформлению доку ментов в процессе приватизации объектов муниципальной собственности; по вопросам приватизации госсобственности УР: осуществлял подготовку пакета документов на приватизацию госпредприятий (объектов). В связи с этим по каждому объекту было сформировано дело о приватизации; являлся учредителем акционерных обществ открытого типа, создаваемых при приватизации госпредприятий; являлся держателем принадлежащих государству пакетов акций приватизированных предприятий; принимал решения об утверждении состава Совета директоров акционерных обществ; заключал контракты о найме руководителей акционируемых предприятий; до образования Фонда имущества УР выполнял функции продавца госпредприятий. Затем эти функции перешли к Фонду имущества УР; по вопросам управления и распоряжения госсобственностью УР: вел реестр госимущества, находящегося в собственности УР; выступал арендодателем недвижимого имущества госпредприятий, находящихся в собственности УР; принимал распоряжения о даче согласия на залог госимущества; заключал договоры о закреплении за предприятиями госимущества на правах хозяйственного ведения и договоры на оперативное управление; принимал решения о разрешении на внесение вкладов госпредприятиями в уставные фонды других организаций; принимал решения о разрешении на передачу основных средств с баланса одного предприятия на баланс другого; принимал решения о разрешении на продажу излишнего оборудования и транспортных средств, находящихся на балансе госпредприятий; принимал решения об учреждении и реорганизации госпредприятий, об утверждении уставов, о заключении и расторжении контрактов с руководителями госпредприятий о найме на работу; представлял интересы собственника госимущества УР в Высшем Арбитражном Суде УР.

Приказом председателя Госкомитета РФ от 1 октября I992 г. № 183 Госкомитет был наделен правами территориального агентства Госкомитета РФ. Ему были делегированы полномочия по управлению объектами федеральной собственности и проведению по согласованию с Госкомитетом РФ приватизации объектов федеральной собственности, находящихся на территории УР.

В то же время Госкомитет своими распоряжениями делегировал ряду Министерств и Государственных комитетов УР в отношении подведомственных им предприятий полномочия по утверждению уставов и заключению контрактов с руководителями о найме на работу. При этом заключение договоров аренды оставалось исключительным правом Госкомитета.

Госкомитетом принимались решения о делегировании прав городским и районным комитетам по управлению госимуществом в части проведения приватизации того или иного объекта республиканской собственности, расположенного на территории данного города или района, а также в части заключения договоров аренды.

Постановлением Верховного Совета УР от 27 ноября 1992 г. № 423-XII «О ходе и особенностях приватизации государственных и муниципальных предприятии в УР в 1992 г.» Госкомитету и Фонду имущества УР было запрещено производить передачу пакетов акций, принадлежащих государству, по всем акционируемым предприятиям, расположенным на территорий УР, Российскому Фонду федерального имущества до принятия Соглашения Правительства РФ и Совета Министров УР об экономическом сотрудничестве.

Во исполнение данного постановления ни по одному предприятию, приватизированному Госкомитетом, пакеты акций Российскому Фонду федерального имущества не передавались.

На основании распоряжения Госкомитета от 15 марта 1993 г. № 2 Чековому Инвестиционному Фонду «Альтернатива» была выдана лицензия на право деятельности по аккумулированию и обращению приватизационных чеков на рынке ценных бумаг.

На основании распоряжения Госкомитета от 12 октября 1993 г. № 24 Специализированному чековому инвестиционному фонду социальной защиты «Доверие» была выдана лицензия на право деятельности по аккумулированию и обращению приватизационных чеков на рынке ценных бумаг.

Постановлением Совета Министров УР от 18 октября 1993 г. № 442 был одобрен проект постановления Верховного Совета УР «О программе приватизаций государственных и муниципальных предприятий в УР на 1993-1994 гг.», к которому данная программа прилагается.

Постановлением Совета Министров УР от 21 октября 1993 г. № 449 «О проекте постановления Верховного Совета УР «Об утверждении Положения о Государственном комитете УР по управлению государственным имуществом» данный проект был одобрен. К проекту прилагается Положение о Госкомитете.

Распоряжением Госкомитета от 4 февраля 1994 г. № 1 было утверждено Положение об инвестиционных конкурсах (инвестиционных торгах) по продаже объектов приватизации, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Распоряжением Госкомитета от 30 марта 1994 г. № 5 на базе Госкомитета был создан Удмуртский региональный центр хранения и уничтожения погашенных приватизационных чеков.

Решением Госкомитета от 5 апреля 1994 г. № 5I-ОБ была создана комиссия по уничтожению приватизационных чеков. Фондом имущества УР, городскими и районными комитетами по управлению госимуществом в региональный центр хранения и уничтожения погашенных приватизационных чеков были переданы погашенные приватизационные чеки, поступившие в счет оплаты объектов госсобственности. В региональный центр хранения и уничтожения погашенных приватизационных чеков были переданы также списки граждан УР, имеющих право на получение приватизационных чеков.

Во исполнение постановления Совета Министров УР от 20 мая 1994 г. № 258 «Об использовании невостребованных приватизационных чеков» невостребованные приватизационные чеки были переданы Центральному чековому инвестиционному фонду и чековому инвестиционному фонду социальной защиты «Доверие» на оказание социальной помощи гражданам. В связи с этим были составлены списки граждан, нуждающихся в социальной защите.

Приказом председателя Госкомитета от 21 ноября I994 г. № 29 была создана комиссия по проверке деятельности специализированных инвестиционных фондов приватизации и управляющих этих фондов.

Распоряжением Госкомитета от 27 февраля 1995 г. № 4 утверждено Временное положение о порядке согласования сделок по залогу государственного имущества.

Распоряжением Госкомитета от 21 апреля 1995 г. № 10 утвержден Типовой контракт с руководителем государственного предприятия.

Распоряжением Госкомитета от 21 апреля 1995 г. № 11 утверждены изменения в Типовой устав государственного предприятия.

Распоряжением Госкомитета от 1 сентября 1995 г. № 19 прекращена деятельность Удмуртского регионального центра хранения и уничтожения погашенных приватизационных чеков.

Распоряжением Председателя Правительства УР от 11 октября 1995 г. № 193-рп был создан Государственный комитет УР по собственности путем слияния Государственного комитета УР по управлению государственным имуществом и Фонда имущества УР и установлено, что Государственный комитет УР по собственности является правопреемником Государственного комитета УР по управлению государственным имуществом и Фонда имущества УР.

С начала 90-х годов в страде начался переход к рыночной экономике, который осуществлялся путем приватизации с привлечением частного сектора к владению или управлению государственными предприятиями. Для успешного осуществления подобного перехода при наличии большого количества предприятий и высокой степени политического и социального риска приватизация должна была быть массовой и скорой.

В целях ускорения передачи государственного имущества гражданам России и привлечения к процессу приватизации широких слоев населения во исполнение требований Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации и на основании Указа Президента Российской Федерации (РФ) № 914 от 14 августа 1992г. с 1 октября 1992г. в Российской Федерации была введена в действие система приватизационных чеков (приватизационных счетов). Согласно Указа Президента РФ каждый гражданин России имел право на получение одного приватизационного чека, номинальная стоимость которого была установлена в размере 10 тысяч рублей. При выдаче чеков взимался комиссионный сбор в размере 25 рублей. Срок действия приватизационного чека выпуска 1992г. был установлен с 1 декабря 1992г. по 31 декабря 1993г.

Приватизационные чеки реализовали механизм бесплатной передачи гражданам Российской Федерации в процессе приватизации предприятий, их подразделений, имущества, акций и долей в акционерных обществах и товариществах, находящихся в федеральной собственности республик, краев, областей, округов и городов Российской Федерации. Приватизационный чек являлся государственной ценной бумагой целевого назначения, документом на предъявителя, мог без ограничений покупаться и продаваться, использовался в качестве платежного средства при приобретении объектов приватизации, после чего погашался и изымался из обращения.

Право на получение приватизационных чеков имели граждане РФ, постоянно проживающие на ее территории на момент вступления в силу Указов Президента РФ "О введении в действие системы приватизационных чеков в РФ" и "О порядке выдачи приватизационных чеков выпуска 1992г. отдельным категориям граждан", независимо от их возраста, размера доходов и срока постоянного проживания в Российской Федерации, а также военнослужащие, проходящие службу за пределами страны, и другие категории граждан. Интересы владельцев приватизационных чеков, являющихся недееспособным или ограниченно недееспособными, представляли их законные представители, опекуны и попечители. Порядок реализации прав по использованию приватизационных чеков несовершеннолетними, находящимися на государственном попечении, а также лицами, находящимися в местах лишения свободы"устанавливался Правительством Российской Федерации.

Списки лиц, имеющих право на получение приватизационных чеков, составлялись органами местной администрации по месту постоянного жительства граждан, командующими воинских частей, руководителями учреждений закрытого типа. Выдача приватизационных чеков осуществлялась в центральных и периферийных кассах Сбербанка Российской Федерации районных и городских отделениях связи, опорных пунктах и зрелищных учреждениях по предъявлении документа, удостоверяющего личность (паспорт, свидетельство о рождении). Беженцы, переселенцы, граждане БОМЖ определяли свой статус в Министерстве труда, оформляли соответствующие документы, и только тогда получали приватизационные чеки. Законные представители, опекуны и попечители предъявляли документы, подтверждающий их полномочия. Одновременно с выдачей приватизационного чека выдавалось письменное разъяснение порядка его использования ("Памятка"). Приватизационные чеки, независимо от места их получения, могли использоваться на всей территории Российской Федерации, в качестве средства платежа в процессе приватизации однократно.

На основании Постановления Совета Министров Удмуртской Республики (УР) №318 от 17 августа 1992г. в целях обеспечения оперативного управления и контроля за введением в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации на территории Удмуртской Республики была создана Удмуртская республиканская комиссия при Совете Министров УР в составе:

- Миронов Н.Е. - председатель Совета Министров УР, председатель комиссии;

- Лисина A.M. - заместитель председателя Совета Министров УР, заместитель председателя комиссии;

- Наумов В.Л. - председатель Государственного комитета УР по управлению государственным имуществом;

- Иконников В.А, - заместитель министра безопасности УР;

- Ишенин Б. В. - заместитель министра финансов УР;

- Мирошкин Н.П. - заместитель министра финансов УР;

- Преснухина Г.И. - заместитель начальника Удмуртского Республиканского управления статистики;

- Ветошкин А.А. - первый заместитель председателя Удмуртского

банка Сбербанка России;

- Касихин С.П. - председатель Фонда имущества УР;

- Васильева Т.П. - заместитель председателя Национального банка УР;

- Хакимов К.Х. - первый заместитель министра социальной защиты

населения УР;

- Блохин Ю.Г. - первый заместитель министра здравоохранения УР;

- Лоншаков В.И. - заведующий вторым отделом Управления делами

Совета Министров УР;

- Еременко А.В. - министр народного образования УР;

- Соловьев Н.В. - заместитель министра экономики УР;

- Салтыков А.И. - председатель исполкома Ижевского горсовета;

- Берг Р.Э. - председатель исполкома Сарапульского горсовета;

- Калиберда В.М - заместитель председателя исполкома Глазовского

горсовета, председатель Глазовского городского комитета по управлению имуществом;

- Курушин A.M. - председатель исполкома Воткинского горсовета;

- Щуклин С. Б.- заместитель председателя исполкома Можгинского

горсовета, председатель Можгинского городского комитета по управлению имуществом;

- Сырыгин С.П. - начальник отдела Государственного комитета УР

по управлению государственным имуществом;

- Городилова С.В. - председатель Можгинского районного комитета

по управлению имуществом.

До 20 августа 1392г. были созданы территориальные комиссии при Администрации городов и районов УР по введению в действие системы приватизационных чеков в Удмуртской Республике, в состав которых включались командиры воинских частей, руководители исправительно-трудовых учреждений, домов престарелых, интернатов и других учреждений закрытого типа, расположенных на подведомственных территориях.

На основании Указа Президента РФ № 1304 от 26 октября 1992г. в целях эффективного использования приватизационных чеков гражданами, нуждающимися в особой социальной защите, создавались чековые инвестиционные фонды социальной защиты, которые являлись специализированными инвестиционными фондами приватизации, где более 50% акций принадлежало гражданам, нуждающимся в особой социальной защите (одиноким пенсионерам, инвалидам всех групп, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, находящимися на полном гособеспечении, одиноким нетрудоспособным гражданам, а также гражданам, постоянно проживающим в домах для престарелых и инвалидов).

В целях защиты интересов граждан РФ и обеспечения использования приватизационных чеков на основании Указа Президента РФ № 1591

от 6 октября 1993г. действие приватизационных чеков выпуска 1992г. было продлено до 1 июля 1994г.

Прием и погашение приватизационных чеков, собранных на местных, Всероссийских и межрегиональных чековых аукционах на территории УР были переданы Государственному комитету УР по управлению госимуществом и Фонду имущества УР.

30 июня 1994г. выдача и действие приватизационных чеков выпуска 1992т, были завершены.