Греховодов Николай Максимович (7 октября 1903 г. - 22 августа 1971 гг.) - композитор, заслуженный деятель искусств Удмуртской АССР

Номер фонда:
Р-1519
Начальная дата – конечная дата:
1928–2004

Описи (1)

№ описи Наименование описи Тип описи Начальная дата – конечная дата Объём ед. хр.
1 опись документов личного происхождения постоянного срока хранения Документы личного происхождения 1928–2004

Аннотация

Автобиографии, автобиографические заметки, личный листок по учёту кадров, удостоверение, военный и членские билеты, Указ Президиума Верховного Совета УАССР о награждении почётной грамотой, почётные грамоты, стихотворное поздравление Н.М. Греховодову, личный дневник, тетрадь с записями по астрономии, альбом с кроссвордами, составленными Н.М. Греховодовым, некролог.

Протоколы совещаний композиторской группы при Управлении по делам искусств при СНК УАССР, договоры с Государственным музыкальным издательством СССР, Институтом антропологии, археологии и этнографии Академии наук СССР, Управлением по делам искусств при СНК УАССР. Докладные записки, заявления Н.М. Греховодова, отчёты о фольклорных экспедициях. Письма начальника Управления по делам искусств при СНК УАССР, секретаря оргкомитета Союза советских композиторов СССР Бродского, правления Союза советских композиторов [СССР], Н.М. Греховодова. Сборник удмуртских народных песен. Тетради с записями удмуртских и русских народных песен, рабочий дневник фольклорной экспедиции Н.М. Греховодова.

Нотные рукописи музыкальных произведений, партитуры к музыкальным спектаклям, статьи Н.М. Греховодова, либретто музыкальных комедий «Сюан», «Надгошур», планы музыкальных экспозиций музыкальных комедий «Надгошур», «Оловянные кольца», списки произведений Н.М. Греховодова, спектаклей, которые шли под его руководством, концертные программы.

Статьи, воспоминания о Н.М. Греховодове. Афиши, программы спектаклей Удмуртского государственного музыкально-драматического театра.

Документы, собранные Н.М. Греховодовым: клавир спектакля Н.А. Голубева «Кезьыт ошмес» («Холодный ключ»), нотные рукописи удмуртских народных песен, записанных и обработанных В.С. Васильевым-Буглаем, Г. Лобачёвым, С. Погореловым; переводы на русский язык удмуртских песен, собранных Н.М. Греховодовым, тексты стихотворений о Великой Отечественной войне, оркестровые партии марша К. Тейке «Старые друзья», текст и мелодия городского романса «Песня узника».

Фотографии Н.М. Греховодова индивидуальные и в группах с членами семьи, со студентами Омского музыкального техникума, Ижевского музыкального училища, с композитором Г.А. Корепановым, артистами Удмуртского государственного музыкально-драматического театра, участниками семинара самодеятельных композиторов.

Историческая справка

Николай Максимович Греховодов родился 7 октября 1903 г. в г. Усть-Каменогорске Томской губернии. Отец Николая был учителем-инспектором четырехклассной школы, мама – учительницей. В 1905 г. отец Николая, Максим Николаевич Греховодов, был назначен инспектором народных училищ Петропавловского и Кокчетавского уездов Акмолинской губернии, и семья переехала в г. Петропавловск. В 1913 г. М.Н. Греховодов получил личное дворянство.

В 1914 г. Николай Греховодов окончил высшее начальное училище в г. Петропавловске и поступил в Петропавловское реальное училище. Его первым учителем музыки был один из участников любительского квартета, собиравшегося в доме Греховодовых, капельмейстер духового оркестра и скрипач Я.А. Трухин. Учеба продолжалась недолго – полгода. Дальнейшее овладение фортепиано Н.М. Греховодовым продолжалось самостоятельно.

После революции 1917 г. институт инспекторов народных училищ был упразднён, и семья Греховодовых переехала в г. Омск. В г. Омске Н.М. Греховодов поступил учиться в Омское реальное училище, но не прекратил занятия музыкой. Так, летом 1917 г. Николай работал аккомпаниатором-пианистом в гастролирующей оперетте.

Учеба в реальном училище продолжалась и после занятия г. Омска в мае 1918 г. войсками Н.В. Колчака, но в связи с эвакуацией реального училища на восток осенью 1919 г. из-за прихода в г. Омск Красной армии Н.М. Греховодов не успел окончить полный курс обучения в реальном училище.

С лета 1918 г. началась трудовая деятельность Н.М. Греховодова в качестве рассыльного в биржевой артели, где служил его отец. После прихода в город Красной армии, научившись печатать на машинке, он стал работать помощником делопроизводителя в штабе войск внутренней охраны Республики. Вместе с тем, он не бросал занятия музыкой и начал учиться в музыкальной школе.

В 1922 г. Н.М. Греховодов переехал в г. Петроград и поступил на подготовительный курс Политехнического практического института. В 1923 г. институт был реорганизован, и Николай после конкурсных испытаний стал студентом 1-го курса химического отделения (физико-математический факультет) Петроградского государственного университета (с января 1924 г. – Ленинградского государственного университета).

В 1924 г. Н.М. Греховодов был исключён из института за академическую задолженность и в начале 1925 г. вернулся в г. Омск для подготовки к поступлению в консерваторию.

В г. Омске Н.М. Греховодов устроился работать конторщиком на Западно-Сибирскую опытную сельскохозяйственную станцию. В это же время он поступил учиться в Омский музыкальный техникум на творческое отделение. За годы обучения в Омском музыкальном техникуме Н.М. Греховодовым были написаны трио для двух скрипок и фортепиано, несколько хоров, обработки для фортепиано шести казахских народных песен.

В 1928 г., не окончив Омское музыкальное училище, Н.М. Греховодов вновь приехал в г. Ленинград и поступил учиться в Ленинградский первый музыкальный техникум им. М.И. Глинки в класс практического сочинения доцента П.Б. Рязанова. В 1931 г. Н.М. Греховодов был переведён в Ленинградскую государственную консерваторию в класс доцента П.Б. Рязанова, которую он окончил в 1936 г.

В годы учёбы в г. Ленинграде Н.М. Греховодов был вынужден подрабатывать, так как до 1933 г. не получал стипендии. Он был рабочим на прядильной фабрике им. С. Халтурина, в землеустроительном отделе Ленинградского городского отдела коммунального хозяйства, композитором-пианистом в театральной бригаде профсоюза «Медсантруд», писал музыку для Государственного объединения музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий, музыки, эстрады и цирка, [театра Красной армии].

За годы учёбы в консерватории Н.М. Греховодовым были написаны две части квартета, хоровая сюита «Политотдельская свадьба», сборник детских песен, цикл под названием «Частушки» и несколько обработок песен народов СССР.

В 1937 г. Н.М. Греховодов был принят в Союз советских композиторов СССР (Ленинградское отделение).

В 1936–1938 гг. Н.М. Греховодов работал в фольклорной секции Института этнографии Академии наук СССР под руководством учёного-фольклориста Е.В. Гиппиуса. В 1936, 1937 гг. он принял участие в двух фольклорных экспедициях в Мордовскую АССР и Коми АССР.

В ноябре 1938 г. Н.М. Греховодов, заключив контракт на три года, приехал в Удмуртию и до февраля 1940 г. работал в Удмуртском научно-исследовательском институте социалистической культуры (старшим научным сотрудником по музыкальному фольклору).

За это время Н.М. Греховодов участвовал в нескольких фольклорных экспедициях по районам Удмуртской АССР, написал музыку к пьесе В.Е. Садовникова «Тыло в?сь» («Огненное моление») и музыкальной драме И.Г. Гаврилова «Камит Усманов».

С февраля 1940 г. Н.М. Греховодов преподавал в Ижевском музыкальном училище теоретические дисциплины. Тогда же им был написан цикл обработок удмуртских народных песен.

В сентябре 1941 г. Н.М. Греховодов был мобилизован на работу на завод № 74, где работал фрезеровщиком. 22 января 1942 г. по ходатайству Удмуртского обкома ВКП(б) он был уволен с завода. В 1942–1944 гг. преподавал теоретические дисциплины в детской музыкальной школе г. Ижевска.

В 1945–1963 гг. Н.М. Греховодов работал заведующим музыкальной частью, дирижёром, концертмейстером в Удмуртском государственном театре (с 1958 г. – Удмуртском государственном музыкально-драматическом театре).

В 1946 г. он завершил работу над музыкальной комедией «Сюан» («Свадьба»). В последующие годы Н.М. Греховодовым была написана музыка к спектаклям «Надгошур», «Шунды ?ужаз» («Солнце всходит») по пьесам И.Г. Гаврилова, «Макар Дубрава» по пьесе А.Е. Корнейчука и ряда других.

В феврале 1948 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели», явившееся сигналом для проведения по всей стране дискуссий по вопросам развития советской музыки. Многие композиторы были обвинены в отрыве от народа, формализме творчества, низкопоклонстве перед искусством Запада. Н.М. Греховодов не избежал участи своих коллег. В его сочинениях был обнаружен формалистический уклон, формалистической была объявлена музыка к спектаклям «Камит Усманов», «Надгошур». Эти пьесы с музыкой Н.М. Греховодова были сняты с репертуара и больше не ставились.

В 1960-е гг. Н.М. Греховодов значительное внимание уделял песенному жанру. Наиболее известными являются песни «Ижевский металлург», «Песня о мотоциклах ИЖ», «Россия у нас одна».

Н.М. Греховодов являлся членом Союза советских композиторов СССР (с 1957 г. – Союза композиторов СССР), Музыкального фонда СССР, правления Союза советских композиторов РСФСР (с 1957 г. – Союза композиторов РСФСР), Художественного совета Министерства культуры УАССР.

Указом Президиума Верховного Совета УАССР от 13 ноября 1945 г. Н.М. Греховодову было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств Удмуртской АССР».

Н.М. Греховодов был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945 г.), «За трудовую доблесть», почётной грамотой Президиума Верховного Совета УАССР (1944 г.).

Н.М. Греховодов умер 22 августа 1971 г.