Вавожский районный Совет депутатов трудящихся и его исполнительный комитет, с. Вавож Вавожского района УАССР (20 июля 1929 г. - 27 января 1994 г.)

Номер фонда:
Р-380
Начальная дата – конечная дата:
1929–1969

Описи (2)

№ описи Наименование описи Тип описи Начальная дата – конечная дата Объём ед. хр.
1 опись документов постоянного срока хранения Управленческая документация 1929–1969
2 опись документов постоянного срока хранения Управленческая документация 1929–1936

Аннотация

Протоколы заседаний президиума и пленума Вавожского райисполкома, комиссий при Вавожском райисполкоме, сессий Вавожского райсовета, общих заседаний исполкомов сельсоветов Вавожского района, голосований по выборам в Верховные Советы СССР, РСФСР; протоколы допросов свидетелей. Устав животноводческого кооперативного товарищества.

Сводный народнохозяйственный план Вавожского района. Планы работ, бюджет, штатные расписания, отчёты Вавожского райисполкома по основной деятельности, статистические сведения о наличии трудоспособного населения, выполнении обязательных государственных заготовок продовольствия по Вавожскому району. Информации, сведения о фонде заработной платы по Вавожскому райисполкому, об экономическом положении деревень, заготовках и закупках сельскохозяйственных продуктов, ходе коллективизации, стахановском движении, развитии кооперативной промышленности, наличии квалифицированных рабочих, строительстве, территориальном делении Вавожского района.

Документы о развитии сельского хозяйства, животноводства, дорожном строительстве, состоянии здравоохранения, подготовке и переподготовке кадров, численности населения, распределении населения по национальному составу, проведении районного смотра-конкурса «Лучший сельсовет», численности и трудоустройстве эвакуированного населения, по рассмотрению жалоб раскулаченных.

Коллективные договоры работников учреждений Вавожского райисполкома, Вавожского районного сельского потребительского общества. Акты обследований условий труда и быта женщин в колхозах, приёма-передачи дел при смене председателей Вавожского райисполкома, сельсоветов, приёма в эксплуатацию электростанции. Переписка с организациями и предприятиями по основной деятельности. Списки ударников сельского хозяйства, хозяйств «единоличников», посемейно-имущественные списки колхозников, работников Вавожского районного животноводческого союза, плательщиков сельскохозяйственного налога. Подворные списки, лиц, лишённых избирательных прав, «кулацких хозяйств». Производственные характеристики передовиков сельского хозяйства. Докладные записки и заявления граждан о вредительстве «кулаков» в колхозах. Личные дела раскулаченных.

Аннотация к описи № 1 (с учетом последнего приема)

Протоколы заседаний президиума и пленума Вавожского райисполкома, комиссий при Вавожском райисполкоме, сессий Вавожского райсовета, общих заседаний исполкомов сельсоветов Вавожского района, голосований по выборам в Верховные Советы СССР, РСФСР; протоколы допросов свидетелей. Устав животноводческого кооперативного товарищества.

Сводный народнохозяйственный план Вавожского района. Планы работ, бюджет, штатные расписания, отчёты Вавожского райисполкома по основной деятельности, статистические сведения о наличии трудоспособного населения, выполнении обязательных государственных заготовок продовольствия по Вавожскому району. Информации, сведения о фонде заработной платы по Вавожскому райисполкому, об экономическом положении деревень, заготовках и закупках сельскохозяйственных продуктов, ходе коллективизации, стахановском движении, развитии кооперативной промышленности, наличии квалифицированных рабочих, строительстве, территориальном делении Вавожского района.

Документы о развитии сельского хозяйства, животноводства, дорожном строительстве, состоянии здравоохранения, подготовке и переподготовке кадров, численности населения, распределении населения по национальному составу, проведении районного смотра-конкурса «Лучший сельсовет», численности и трудоустройстве эвакуированного населения, по рассмотрению жалоб раскулаченных.

Коллективные договоры работников учреждений Вавожского райисполкома, Вавожского районного сельского потребительского общества. Акты обследований условий труда и быта женщин в колхозах, приёма-передачи дел при смене председателей Вавожского райисполкома, сельсоветов, приёма в эксплуатацию электростанции. Переписка с организациями и предприятиями по основной деятельности. Списки ударников сельского хозяйства, хозяйств «единоличников», посемейно-имущественные списки колхозников, работников Вавожского районного животноводческого союза, плательщиков сельскохозяйственного налога. Подворные списки, лиц, лишённых избирательных прав, «кулацких хозяйств». Производственные характеристики передовиков сельского хозяйства. Докладные записки и заявления граждан о вредительстве «кулаков» в колхозах. Документы о реабилитации граждан раскулаченных, лишенных избирательных прав, обложенных твердым заданием по сельскохозяйственным заготовкам (заключения, справки и сопроводительные письма к ним).

Историческая справка

Вавожский район Удмуртской АССР образован на основании постановления Президиума Всероссийского центрального исполнительного комитета (далее – ВЦИК) от 15 июля 1929 г. в составе 20 сельсоветов: Большедокьинского, Большеможгинского, Большескалгуртского, Вавожского, Водзимоньинского, Волипельгинского, Гурезь-Пудгинского, Каменноключевского, Карсинского, Киби-Жикьинского, Красноярского, Лыстемского, Мальканского, Новобиинского, Новожуинского, Ожгинского, Средневолковского, Старомоньинского, Тыловыл-Пельгинского, Ува-Туклинского.

20–21 июля 1929 г. прошёл I съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Вавожского района, избравший из своего состава Вавожский районный исполнительный комитет.

Согласно Конституции РСФСР 1918 г. высшим органом государственной власти на территории района являлся районный съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и его исполнительный комитет.

Районный съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов созывался из расчета: от сельсоветов по одному избранному депутату – от каждых 1000 жителей; от городов и поселков районного подчинения – по 1 избранному депутату от каждых 100 избирателей. Города областного и окружного подчинения направляли представителей на областной или окружные съезды Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов соответственно.

Для руководства работой районного съезда Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов членами съезда из своей среды избирался президиум численностью от 3 до 5 человек.

Районные съезды Советов могли быть очередными или чрезвычайными. Очередные съезды созывались 1 раз в год, до созыва окружного съезда, чтобы своевременно послать на него делегатов. Чрезвычайные районные съезды Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов могли созываться по мере необходимости районным исполнительным комитетом, либо по предложению окружного исполнительного комитета, либо по требованию сельсоветов, объединяющих не менее 1/3 части населения района.

В ведении районных съездов Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов было:

– рассмотрение всех местных вопросов в пределах района и принятие мер к его поднятию в хозяйственном и культурном отношении;

– рассмотрение районного бюджета и отчета о его исполнении и представление их на утверждение окружного исполнительного комитета;

– рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности подведомственных съезду органов власти (районного исполнительного комитета, сельсоветов);

– определение размеров районных местных сборов на основании специальных узаконений;

– сложение недоимок и пени по местным районным и сельским сборам;

– выборы районных исполнительных комитетов;

– выборы делегатов на окружной съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

Все вопросы на районном съезде Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов решались открытым голосованием, простым большинством голосов.

Районный исполнительный комитет избирался членами районного съезда Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов изначально в составе 3 членов и 3 кандидатов в члены. Постановлениями ВЦИК от 27 апреля 1925 г. и 5 мая 1925 г. количество членов районного исполнительного комитета было увеличено до 15 человек, кандидатов в члены оставлено без изменений. Также постановлением ВЦИК от 5 мая 1925 г. предусматривалось избрание президиума районного исполнительного комитета из числа его членов в количестве 5 человек: председателя, его заместителя, секретаря и 2 членов.

Районные исполнительные комитеты в период между районными съездами Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов пользовались всеми их правами, за исключением права выборов делегатов на окружной съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

Заседания районного исполнительного комитета могли быть очередными (проводились не реже 1 раза в неделю) или расширенными (сессионными). Последние созывались для принятия особо важных решений, на них приглашались с правом совещательного голоса председатели сельских, поселковых и городских Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, действовавших на территории района, а также представители фабрик, заводов и профсоюзов.

Между заседаниями районного исполнительного комитета его президиум являлся высшим органом власти на территории района.

К предметам ведения районных исполнительных комитетов относились:

– проведение в жизнь постановлений, декретов и распоряжений выше-стоящих органов власти;

– руководство и направление деятельности всех советских учреждений, находившихся на территории района;

– борьба с контрреволюцией и охрана революционного порядка, спокойствия и безопасности в пределах района.

Для исполнения своих задач районные исполнительные комитеты имели право:

– непосредственно информировать окружной исполнительный комитет о положении дел в районе и командировать докладчиков на его заседания;

– представлять через окружной исполнительный комитет ходатайства об отмене или изменении решений вышестоящих органов, нецелесообразных в данной местности;

– отменять распоряжения подведомственных учреждений;

– давать заключения или объяснения по всем ходатайствам, обращенным к вышестоящей власти;

– пользоваться правами юридического лица.

Отделы при районном исполнительном комитете не образовывались. Существовала общая канцелярия, руководимая секретарем исполнительного комитета, которой осуществлялось все делопроизводство.

Административные и военные вопросы находились в непосредственном ведении председателя районного исполнительного комитета. Остальная текущая работа распределялась между другими членами исполнительного комитета.

Постановлением ВЦИК от 6 апреля 1928 г. было введено в действие новое «Положение о краевых (областных), окружных и районных съездах Советов и их исполнительных комитетах». Первоначально данное положение не относилось к национальным автономным объединениям, но было распространено на них в 1929 г. в связи с окончательной ликвидацией дореволюционной системы административно-территориального деления «губерния – уезд – волость».

Указанным положением от 6 апреля 1928 г. были изменены нормы представительства на районные съезды Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов: по 1 делегату от каждых 300 жителей сельсоветов; по 1 делегату от каждых 60 избирателей городских Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (городов районного подчинения), а также фабрик и заводов, расположенных вне городских поселений. Общее количество делегатов на районном съезде Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов не должно было превышать 150 человек.

Предусматривалась возможность выбора районным съездом Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов членов районного исполнительного комитета и делегатов на окружной съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов не из своего числа, независимо от места проживания и работы избираемых лиц.

Закреплялось право окружного съезда Советов и его исполнительного комитета отменять, изменять или приостанавливать действие постановлений районных съездов Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и их исполнительных комитетов.

Вносились изменения в структуру районных исполнительных комитетов. Число их членов устанавливалось окружным исполнительным комитетом и не должно было превышать 21 человека (в отдельных случаях, по решению краевого (областного) исполнительного комитета могло составлять до 30 человек). Число кандидатов в члены – не более 1/3 от числа членов районного исполнительного комитета.

Заседания районного исполнительного комитета должны были проводиться не реже 1 раза в месяц. В заседаниях с правом совещательного голоса могли принимать участие заведующие отделениями районного исполнительного комитета (в случае, если они не являлись его членами), а также особо приглашенные лица. Заседание районного исполнительного комитета считалось действительным при присутствии не менее половины его членов.

Расширялись полномочия районных исполнительных комитетов. Им предоставлялись дополнительные права:

– выносить постановления по вопросам своей компетенции, обязательные для всех местных органов, с административной, а в отдельных случаях уголовной ответственностью за их нарушение;

– контролировать и проводить ревизию деятельности всех подведомственных органов;

– приостанавливать действие на территории района распоряжений отделов окружного исполнительного комитета, в случае их несоответствия постановлениям и решениям органов власти СССР, РСФСР, краевого (областного) исполнительного комитета;

– налагать дисциплинарные взыскания на членов районного исполнительного комитета, работников его отделений, членов сельских и городских Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (городов районного подчинения).

Для выполнения работ по отдельным отраслям управления и хозяйства в составе районных исполнительных комитетов предусматривалось образование отделений: земельного, финансового, административного, местного хозяйства, здравоохранения, народного образования. Штаты отделений определялись окружным исполнительным комитетом.

Во главе отделения стоял заведующий, назначаемый и смещаемый районным исполнительным комитетом, при этом заведующий мог назначаться не из числа его членов. Профильные отделы окружного исполнительного комитета имели право отвода при назначении и протеста при смещении заведующего соответствующего отделения. Возникавшие в данной ситуации спорные вопросы разрешались президиумом окружного исполнительного комитета.

Постановлением ЦИК СССР и Совета народных комиссаров СССР от 13 октября 1930 г. и постановлением ВЦИК от 1 января 1931 г. вводились в действие новые положения всесоюзного и всероссийского уровня о районных съездах Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и их исполнительных комитетах. Данными положениями закреплялось изменение структуры, значительное расширение полномочий и спектра задач органов власти районного звена вследствие их непосредственного подчинения областным (краевым) органам власти.

Согласно данным постановлениям районные съезды Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов получили право самостоятельного утверждения районного бюджета, хозяйственных и социально-культурных планов района, а также рассмотрения отчетов по исполнению планов и бюджета.

Районные бюджеты были укреплены за счет поступлений единого сельскохозяйственного налога; местных налогов и сборов, вводимых районными органами власти; доходов от расположенных в сельской местности предприятий и имущества, ранее находившихся в ведении окружных исполнительных комитетов. Районные бюджеты несли расходы по содержанию районных съездов Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и аппарата районных исполнительных комитетов, районных и сельских органов милиции и уголовного розыска, судебно-следственных органов (кроме районного прокурора и городских народных судов), социально-культурных и хозяйственных учреждений и инфраструктуры районного значения.

Число членов районного исполнительного комитета устанавливалось в количестве не превышающем 45 человек, а кандидатов в члены – не более 1/3 от числа членов. Точная численность районного исполнительного комитета определялась вышестоящим исполнительным комитетом исходя из целесообразности и в указанных пределах.

Постоянно действовавший президиум районного исполнительного комитета избирался из его состава в количестве 9 членов (в том числе председателя и секретаря) и не более 4 кандидатов в члены.

В составе каждого районного исполнительного комитета образовывались отделы: общий, земельный, финансовый, управление милиции и уголовного розыска, планово-статистическая часть и районная рабоче-крестьянская инспекция. В районах с развитой местной промышленностью с разрешения Президиума ВЦИК мог быть дополнительно образован отдел местного хозяйства и дорожного строительства. Кроме того, при каждом районном исполнительном комитете состояло дополнительно по 8 районных инспекторов: по местному хозяйству и дорожному строительству; снабжению; социальному обеспечению; здравоохранению; народному образованию; военным делам; физической культуре; труду.

Заведующие отделами и районные инспектора назначались и отзывались районным исполнительным комитетом. Правом отвода при назначении и протеста при смещении обладали народные комиссары союзных и автономных республик или заведующие отделами краевых, областных исполнительных комитетов соответствующего профиля.

Районные исполнительные комитеты получили право в исключительных случаях сноситься с центральными органами власти СССР или союзной республики, минуя промежуточные органы власти (областные, краевые, автономных республик), но с обязательным их уведомлением.

В соответствии с постановлением ВЦИК от 1 января 1932 г. в состав Вавожского района вошли Косоевский, Кулябинский, Кыйлудский, Нылга-Жикьинский, Сярчигуртский, Турунгуртский, Урдогуртский сельсоветы.

В соответствии с постановлениями объединённого заседания Удмуртского обкома ВКП(б) и президиума Удмуртского облисполкома от 8 января 1935 г., ВЦИК от 23 января 1935 г. и ЦИК УАССР от 9 марта 1935 г. Вавожский район был утверждён в составе 17 сельсоветов: Большеможгинского, Большедокьинского, Вавожского, Водзимоньинского, Волипельгинского, Гурезь-Пудгинского, Каменноключинского, Карсинского, Красноярского, Лыстемского, Мальканского, Новобиинского, Новожуинского, Ожгинского, Средневолковского, Старомоньинского, Тыловыл-Пельгинского.

В соответствии с постановлениями президиума ЦИК УАССР от 20 марта 1936 г. и президиума ВЦИК от 1 июня 1937 г. из состава Вавожского района выбыли Красноярский, Новожуинский, Ожгинский, Тыловыл-Пельгинский сельсоветы.

Конституция СССР 1936 г. и изданные на ее основе Конституция РСФСР 1937 г. и Конституция УАССР 1937 г. внесли значительные изменения в организацию и порядок образования высших и местных органов советской власти. Местные Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов преобразовывались в Советы депутатов трудящихся. Вводилась система прямых выборов Советов депутатов трудящихся всех уровней на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании.

Районный Совет депутатов трудящихся избирался гражданами района сроком на 2 года.

Сессии районных Советов депутатов трудящихся проходили не реже 6 раз в год. Для ведения заседаний сессии из числа депутатов избирались председатель и секретарь.

В качестве исполнительного и распорядительного органа районным Советом депутатов трудящихся избирался исполнительный комитет, являвшийся высшим органом государственной власти на территории района в период между сессиями районного Совета депутатов трудящихся.

При исполнительных комитетах районных Советов депутатов трудящихся в обязательном порядке образовывались отделы: земельный, народного образования, финансовый, внутренней торговли, здравоохранения, социального обеспечения, общий, дорожный, а также плановая комиссия и сектор кадров. В соответствии с местными условиями и утверждением Президиума Верховного Совета УАССР могли дополнительно образовываться коммунальный отдел и отдел местной промышленности.

На территории Удмуртской АССР районные исполнительные комитеты имели двойную систему подчиненности – избравшему их районному Совету депутатов трудящихся и Совета народных комиссаров УАССР. Отделы районного исполнительного комитета также подчинялись, во-первых, районному Совету депутатов трудящихся и его исполнительному комитету, во-вторых, профильному народному комиссариату УАССР.

Верховный Совет УАССР и Советов народных комиссаров УАССР имели полномочия отменять или приостанавливать решения и распоряжения районных Советов депутатов трудящихся и их исполнительных комитетов.

В соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 марта 1939 г. в состав Вавожского района из Вятско-Полянского района Кировской области передан Брызгаловский сельсовет.

24 декабря 1939 г. на первых всеобщих выборах в местные Советы депутатов трудящихся, прошедших в соответствии с новой Конституцией, был избран Вавожский районный Совет депутатов трудящихся I созыва.

На основании указов Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 марта 1952 г. от 15 марта 1962 г. и Президиума Верховного Совета УАССР от 16 июня 1954 г. от 16 июня 1954 г. были объединены Вавожский и Мальканский сельсоветы в Вавожский сельсовет, Брызгаловский и Старомоньинский сельсоветы – в Брызгаловский сельсовет, Волипельгинский и Карсинский сельсоветы – в Волипельгинский сельсовет, Гурезь-Пудгинский, Каменноключинский и Большедокьинский – в Гурезь-Пудгинский сельсовет.

По состоянию на 1 сентября 1955 г. в составе Вавожского района находилось 9 сельсоветов: Большеможгинский, Брызгаловский, Вавожский, Водзимоньинский, Волипельгинский, Гурезь-Пудгинский, Лыстемский, Новобиинский, Средневолковский.

В соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета УАССР от 23 ноября 1956 г. и указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 ноября 1956 г. в Вавожский район переданы Красноярский, Мальчиковский и Тыловыл-Пельгинский сельсоветы. В соответствии с указом Президиума Верховного Совета УАССР от 19 декабря 1956 г. Мальчиковский и Красноярский сельсоветы были переданы в Можгинский район.

По состоянию на 1 августа 1957 г. в составе Вавожского района находилось 10 сельсоветов: Большеможгинский, Брызгаловский, Вавожский, Водзимоньинский, Волипельгинский, Гурезь-Пудгинский, Лыстемский, Новобиинский, Средневолковский, Тыловыл-Пельгинский.

В соответствии с указами Президиума Верховного Совета УАССР от 29 сентября 1959 г., 18 апреля 1962 г. были объединены Водзимоньинский и Новобиинский сельсоветы в Водзимоньинский сельсовет, Вавожский и Большеможгинский сельсоветы – в Вавожский сельсовет.

В соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета УАССР от 8 декабря 1962 г., указами Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 февраля 1963 г., Президиума Верховного Совета УАССР от 5 марта 1963 г. Вавожский район был упразднён, его территория была передана во вновь образованные Можгинский и Увинский сельский районы.

В 1965 г. Вавожский район был образован вновь в соответствии с указами Президиума Верховного Совета УАССР от 11 января 1965 г., Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 января 1965 г. в составе Брызгаловского, Вавожского, Водзимоньинского, Волипельгинского, Какможского, Средневолковского, Тыловыл-Пельгинского сельсоветов.

В соответствии с указом Президиума Верховного Совета УАССР от 3 июня 1965 г. в составе Вавожского района был образован Гурезь-Пудгинский сельсовет.

По состоянию на 1 июня 1965 г. в составе Вавожского района было 8 сельсоветов: Брызгаловский, Вавожский, Водзимоньинский, Гурезь-Пудгинский, Волипельгинский, Какможский, Средневолковский, Тыловыл-Пельгинский.

В соответствии с указом Президиума Верховного Совета УАССР от 27 декабря 1967 г. Средневолковский сельсовет переименован в Большеволковский сельсовет.

По состоянию на 1 июля 1971 г. в составе Вавожского района находилось 8 сельсоветов: Большеволковский, Брызгаловский, Вавожский, Водзимоньинский, Волипельгинский, Гурезь-Пудгинский, Какможский, Тыловыл-Пельгинский.

Согласно Конституции СССР 1977 г., Конституции РСФСР 1978 г. и Конституции УАССР 1978 г. районные Советы депутатов трудящихся были преобразованы в районные Советы народных депутатов.

Срок полномочий районных Советов народных депутатов и их исполнительных комитетов был продлен до 2,5 лет, периодичность сессий установлена не реже 4 раз в год. Количество отделов и управлений исполнительных комитетов районных Советов народных депутатов конституционно не регламентировалось.

24 февраля 1980 г. состоялись общесоюзные выборы в местные Советы народных депутатов I созыва, в том числе был избран Вавожский районный Совет народных депутатов.

На основании Указа Президента РФ от 26 октября 1993 г. № 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» и Закона УР от 27 января 1994 г. «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике» предусматривалась ликвидация системы местных Советов народных депутатов не позднее июня 1994 г.

В 1994 г. деятельность Вавожского районного Совета народных депутатов прекратилась.

Переименования фонда

Наименование Начальная дата Конечная дата
Исполнительный комитет Вавожского районного Совета народных депутатов 1980-02-24 1994-01-27
Исполнительный комитет Вавожского районного Совета депутатов трудящихся 1965-01-11 1980-02-23
Исполнительный комитет Вавожского районного Совета депутатов трудящихся 1939-12-24 1963-03-05
Вавожский районный исполнительный комитет Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов 1929-07-20 1939-12-23