Каракулинский районный исполнительный комитет Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, с. Каракулино Каракулинского района Кировской области (октябрь 1923 г. - 6 мая 1994 г.)
- Номер фонда:
- Р-366
- Начальная дата – конечная дата:
- 1924–1936
Описи (2)
№ описи | Наименование описи | Тип описи | Начальная дата – конечная дата | Объём ед. хр. |
---|---|---|---|---|
1 | опись документов постоянного срока хранения | Управленческая документация | 1926–1931 | |
2 | опись документов постоянного срока хранения | Управленческая документация | 1924–1936 |
Аннотация
Циркуляры Народного комиссариата просвещения РСФСР. Постановления, указания Уральского облисполкома и его отделов, Сарапульского окружного отдела народного образования. Протоколы заседаний Каракулинского райисполкома, Каракулинской районной избирательной комиссии. Положения о местных комиссиях по делам несовершеннолетних, о конкурсе гармонистов Сарапульского округа. Инструкции о работе изб-читален во время выборных кампаний.
Планы ликвидации неграмотности по районам Сарапульского округа, проведения избирательных кампаний по Каракулинскому району. Расчеты средств на содержание пунктов ликвидации неграмотности Каракулинского района. Отчеты Каракулинского райисполкома о политико-просветительной работе, численности и структуре заболеваний на территории района. Отчетный доклад Сарапульского окрисполкома об итогах выборов по Сарапульскому округу. Сведения о деятельности пунктов ликвидации неграмотности, работе кинопередвижек на территории Каракулинского района, о выделении земельных участков школам Каракулинского района.
Акты обследования санитарно-гигиенического и хозяйственного состояния школ, изб-читален, условий жизни сирот Каракулинского района. Переписка с Уральским облисполкомом и его отделами, Сарапульским окрисполкомом и его отделами, с сельсоветами, школами, избами-читальнями Каракулинского района по основной деятельности. Списки избирательных участков, печатных изданий и канцелярских товаров, требуемых школам, избам-читальням Каракулинского района. Именные списки избирателей и лиц, лишенных избирательных прав, учащихся школ и пунктов ликвидации неграмотности Каракулинского района. Описи имущества школ Каракулинского района. Личные дела, справки об имущественном положении, характеристики жителей Каракулинского района, лишенных избирательных прав. Заявления граждан о восстановлении их в избирательных правах, восстановлении в школах их детей, приеме на работу в школы Каракулинского района. Заявления и удостоверения жителей Каракулинского района на право занятия личными промыслами.
Историческая справка
В первой половине 1923 г. начался процесс слияния Екатеринбургской, Пермской, Тюменской и Челябинской губерний в административно-территориальную единицу нового типа – Уральскую область, состоявшую из округов, подразделявшихся на районы. Большая часть территории РСФСР в это время сохраняла дореволюционное административно-территориальное деление «губерния – уезд – волость».
Образование Уральской области произошло на основании постановления ВЦИК от 3 ноября 1923 г., утвердившего «Положение об Уральской области». Постановлением ВЦИК от 12 ноября 1923 г. «О границах и административном делении Уральской области» в общих чертах была определена территория области и ее округов. Процесс организации районов на тот момент продолжался.
Границы Каракулинского района Сарапульского округа Уральской области были намечены в [сентябре] 1923 г., в его состав вошли Каракулинская, Чегандинская и Арзамасцевская волости упраздненного Сарапульского уезда Пермской губернии. Волостное деление и волостные исполкомы Советов РК и КД временно сохранялись.
В устойчивом виде территория Каракулинского района сформировалась в феврале 1924 г. К этому времени было ликвидировано волостное деление, произведено укрупнение сельсоветов и подчинение их напрямую Каракулинскому районному исполнительному комитету.
В конце октября 1923 г. состоялись выборы депутатов на I съезд Советов РК и КД Каракулинского района, избравшего из своего состава Каракулинский районный исполнительный комитет.
Согласно Конституции РСФСР 1918 г. и Положению об Уральской области от 3 ноября 1923 г. высшим органом государственной власти на территории района являлся районный съезд Советов РК и КД и его исполнительный комитет.
Районный съезд Советов РК и КД составлялся из расчета: от сельсоветов по одному избранному депутату – от каждых 1000 жителей; от городов и поселков районного подчинения – по 1 избранному депутату от каждых 100 избирателей. Города областного и окружного подчинения направляли представителей на областной или окружные съезды Советов РК и КД соответственно.
Для руководства работой районного съезда Советов РК и КД членами съезда из своей среды избирался президиум численностью от 3 до 5 человек.
Районные съезды Советов могли быть очередными или чрезвычайными. Очередные съезды созывались 1 раз в год, до созыва окружного съезда, чтобы своевременно послать на него делегатов. Чрезвычайные районные съезды Советов РК и КД могли созываться по мере необходимости районным исполнительным комитетом, либо по предложению окружного исполнительного комитета, либо по требованию сельсоветов, объединяющих не менее 1/3 части населения района.
В ведении районных съездов Советов РК и КД находились:
1. рассмотрение всех местных вопросов в пределах района и принятие мер к его поднятию в хозяйственном и культурном отношении;
2. рассмотрение районного бюджета и отчета о его исполнении и представление их на утверждение окружного исполнительного комитета;
3. рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности подведомственных съезду органов власти (районного исполнительного комитета, сельсоветов);
4. определение размеров районных местных сборов на основании специаль-ных узаконений;
5. сложение недоимок и пени по местным районным и сельским сборам;
6. выборы районных исполнительных комитетов;
7. выборы делегатов на окружной съезд Советов РК и КД.
Все вопросы на районном съезде Советов РК и КД решались открытым голосованием, простым большинством голосов.
Районный исполнительный комитет избирался членами районного съезда Советов РК и КД изначально в составе 3 членов и 3 кандидатов в члены. Постановлениями ВЦИК от 27 апреля 1925 г. и 5 мая 1925 г. количество членов районного исполнительного комитета было увеличено до 15 человек, кандидатов в члены оставлено без изменений. Также постановлением ВЦИК от 5 мая 1925 г. предусматривалось избрание президиума районного исполнительного комитета из числа его членов в количестве 5 человек: председателя, его заместителя, секретаря и 2 членов.
Районные исполнительные комитеты в период между районными съездами Советов РК и КД пользовались всеми их правами, за исключением права выборов делегатов на окружной съезд Советов РК и КД.
Заседания районного исполнительного комитета могли быть очередными (проводились не реже 1 раза в неделю) или расширенными (сессионными). Последние созывались для принятия особо важных решений, на них приглашались с правом совещательного голоса председатели сельских, поселковых и городских Советов РК и КД, действовавших на территории района, а также представители фабрик, заводов и профсоюзов.
Между заседаниями районного исполнительного комитета его президиум являлся высшим органом власти на территории района.
К предметам ведения районных исполнительных комитетов относилось:
1. проведение в жизнь постановлений, декретов и распоряжений вышестоящих органов власти;
2. руководство и направление деятельности всех советских учреждений, находившихся на территории района;
3. борьба с контрреволюцией и охрана революционного порядка, спокойствия и безопасности в пределах района.
Для исполнения своих задач районные исполнительные комитеты имели право: а) непосредственных сношений с окружным исполнительным комитетом о положении дел в районе и командировки докладчиков на его заседания; б) представлять через окружной исполнительный комитет ходатайства об отмене или изменении решений вышестоящих органов, нецелесообразных в данной местности; в) отменять распоряжения подведомственных учреждений; г) давать заключения или объяснения по всем ходатайствам, обращенным к вышестоящей власти; д) пользоваться правами юридического лица.
Отделы при районном исполнительном комитете не образовывались. Существовала общая канцелярия, руководимая секретарем исполнительного комитета, которой осуществлялось все делопроизводство.
Административные и военные вопросы находились в непосредственном ведении председателя районного исполнительного комитета. Остальная текущая работа распределялась между другими членами исполнительного комитета.
По состоянию на февраль 1924 г. в состав Каракулинского района входили 12 сельсоветов: Арзамасцевский, Вятский, Гремичевский, Каракулинский, Колесниковский, Кулюшевский, Ломовский, Марагинский, Новопоселен-ский, Чегандинский, Черновский, Шумшоринский.
По состоянию на 22 декабря 1925 г. организационно-штатная структура Каракулинского районного исполнительного комитета была следующей:
1. председатель районного исполнительного комитета;
2. секретариат районного исполнительного комитета – 11 человек (секретарь районного исполнительного комитета, информатор, 3 делопроизводителя (секретариата, военного стола и ЗАГСа), районный статистик, регистратор, машинистка, рассыльный, сторож, конюх);
3. финансовая часть – 6 человек (заведующий частью, бухгалтер, кассир, делопроизводитель, 2 счетовода);
4. земельная часть – 3 человека (заведующий частью, секретарь земельной комиссии, делопроизводитель);
5. часть по местному хозяйству – 3 человека (заведующий частью, техник, делопроизводитель);
6. часть по народному образованию и здравоохранению – 3 человека (заведующий частью, политико-просветительный организатор, делопроизводитель).
Постановлением ВЦИК от 6 апреля 1928 г. было введено в действие новое «Положение о краевых (областных), окружных и районных съездах Советов и их исполнительных комитетах». Первоначально данное положение не относилось к национальным автономным объединениям, но было распространено на них в 1929 г. в связи с окончательной ликвидацией дореволюционной системы административно-территориального деления «губерния – уезд – волость».
Указанным положением от 6 апреля 1928 г. были изменены нормы представительства на районные съезды Советов РК и КД: по 1 делегату от каждых 300 жителей сельсоветов; по 1 делегату от каждых 60 избирателей городских Советов РК и КД (городов районного подчинения), а также фабрик и заводов, расположенных вне городских поселений. Общее количество делегатов на районном съезде Советов РК и КД не должно было превышать 150 человек.
Предусматривалась возможность выбора районным съездом Советов РК и КД членов районного исполнительного комитета и делегатов на окружной съезд Советов РК и КД не из своего числа, независимо от места проживания и работы избираемых лиц.
Закреплялось право окружного съезда Советов и его исполнительного комитета отменять, изменять или приостанавливать действие постановлений районных съездов Советов РК и КД и их исполнительных комитетов.
Вносились изменения в структуру районных исполнительных комитетов. Число их членов устанавливалось окружным исполнительным комитетом и не должно было превышать 21 человека (в отдельных случаях, по решению краевого (областного) исполнительного комитета могло составлять до 30 человек). Число кандидатов в члены – не более 1/3 от числа членов районного исполнительного комитета.
Заседания районного исполнительного комитета должны были проводиться не реже 1 раза в месяц. В заседаниях с правом совещательного голоса могли принимать участие заведующие отделениями районного исполнительного комитета (в случае, если они не являлись его членами), а также особо приглашенные лица. Заседание районного исполнительного комитета считалось действительным при присутствии не менее половины его членов.
Расширялись полномочия районных исполнительных комитетов. Им предоставлялись дополнительные права: 1) выносить постановления по вопросам своей компетенции, обязательные для всех местных органов, с административной, а в отдельных случаях уголовной ответственностью за их нарушение; 2) контролировать и проводить ревизию деятельности всех подведомственных органов; 3) приостанавливать действие на территории района распоряжений отделов окружного исполнительного комитета, в случае их несоответствия постановлениям и решениям органов власти СССР, РСФСР, краевого (областного) исполнительного комитета; 4) налагать дисциплинарные взыскания на членов районного исполнительного комитета, работников его отделений, членов сельских и городских Советов РК и КД (городов районного подчинения).
Для выполнения работ по отдельным отраслям управления и хозяйства в составе районных исполнительных комитетов предусматривалось образование отделений: земельного, финансового, административного, местного хозяйства, здравоохранения, народного образования. Штаты отделений определялись окружным исполнительным комитетом.
Во главе отделения стоял заведующий, назначаемый и смещаемый районным исполнительным комитетом, при этом заведующий мог назначаться не из числа его членов. Профильные отделы окружного исполнительного комитета имели право отвода при назначении и протеста при смещении заведующего соответствующего отделения. Возникавшие в данной ситуации спорные вопросы разрешались президиумом окружного исполнительного комитета.
На основании постановления ЦИК СССР и СНК СССР от 23 июля 1930 г. ликвидировалось окружное звено административно-территориального деления, за счет чего было произведено укрепление материально-технической базы и кадрового состава районных исполнительных комитетов. Ликвидация Сарапульского округа завершилась к 15 августа 1930 г., с этого момента Каракулинский районный исполнительный комитет, помимо съезда Советов РК и КД Каракулинского района, был напрямую подчинен Уральскому областному исполнительному комитету.
Постановлениями ЦИК СССР от 9 августа и 21 августа 1930 г. устанавливались типовые штаты районных исполнительных комитетов, без права их изменения нижестоящими органами власти. Каракулинский районный исполнительный комитет относился к I категории (с населением менее 50 тысяч человек). В соответствии с указанными постановлениями в его штат входили:
1. председатель районного исполнительного комитета, секретарь районного исполнительного комитета, инструктор по советскому строительству, 6 районных инспекторов;
2. общий отдел – 7 человек (заведующий отделом, делопроизводитель, экспедитор, 2 машинистки, 2 человека обслуживающего персонала);
3. земельный отдел – 5 человек (заведующий отделом, 2 агронома, районный землеустроитель, секретарь);
4. финансовый отдел – 5 человек (заведующий отделом – заместитель председателя районного исполнительного комитета, 2 финансовых инспектора, бухгалтер, секретарь);
5. административный отдел – 3 человека (начальник отдела, агент уголовного розыска, делопроизводитель);
6. планово-статистическая часть – 2 человека (экономист–плановик, статистик);
7. районная контрольная комиссия РКИ – 3 человека (председатель районной контрольной комиссии РКИ, 2 инспектора).
Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 13 октября 1930 г. и постановлением ВЦИК от 1 января 1931 г. вводились в действие новые положения всесоюзного и всероссийского уровня о районных съездах Советов РК и КД и их исполнительных комитетах. Данными положениями закреплялось изменение структуры, значительное расширение полномочий и спектра задач органов власти районного звена вследствие их непосредственного подчинения областным (краевым) органам власти.
Согласно данным постановлениям районные съезды Советов РК и КД получили право самостоятельного утверждения районного бюджета, хозяйственных и социально-культурных планов района, а также рассмотрения отчетов по исполнению планов и бюджета.
Районные бюджеты были укреплены за счет поступлений единого сельскохозяйственного налога; местных налогов и сборов, вводимых районными органами власти; доходов от расположенных в сельской местности предприятий и имущества, ранее находившихся в ведении окружных исполнительных комитетов. Районные бюджеты несли расходы по содержанию районных съездов Советов РК и КД и аппарата районных исполнительных комитетов, районных и сельских органов милиции и уголовного розыска, судебно-следственных органов (кроме районного прокурора и городских народных судов), социально-культурных и хозяйственных учреждений и инфраструктуры районного значения.
Число членов районного исполнительного комитета устанавливалось в количестве не превышающем 45 человек, а кандидатов в члены – не более 1/3 от числа членов. Точная численность районного исполнительного комитета определялась вышестоящим исполнительным комитетом исходя из целесообразности и в указанных пределах.
Постоянно действовавший президиум районного исполнительного комитета избирался из его состава в количестве 9 членов (в том числе председателя и секретаря) и не более 4 кандидатов в члены.
В составе каждого районного исполнительного комитета образовывались отделы: общий, земельный, финансовый, управление милиции и уголовного розыска, планово-статистическая часть и районная РКИ. В районах с развитой местной промышленностью с разрешения Президиума ВЦИК мог быть дополнительно образован отдел местного хозяйства и дорожного строительства. Кроме того, при каждом районном исполнительном комитете состояло дополнительно по 8 районных инспекторов: по местному хозяйству и дорожному строительству; снабжению; социальному обеспечению; здравоохранению; народному образованию; военным делам; физической культуре; труду.
Заведующие отделами и районные инспектора назначались и отзывались районным исполнительным комитетом. Правом отвода при назначении и протеста при смещении обладали народные комиссары союзных и автономных республик или заведующие отделами краевых, областных исполнительных комитетов соответствующего профиля.
Районные исполнительные комитеты получили право в исключительных случаях сноситься с центральными органами власти СССР или союзной республики, минуя промежуточные органы власти (областные, краевые, автономных республик), но с обязательным их уведомлением.
В [1932] г. Каракулинский район вошел в состав укрупненного Сарапульского района Уральской области.
Постановлением ВЦИК от 17 января 1934 г. Уральская область была ликвидирована, Сарапульский район включен в состав образованной Свердловской области.
На основании постановления ВЦИК от 7 декабря 1934 г. Сарапульский район передан в состав образованного Кировского края.
В январе 1935 г. Каракулинский и Киясовский районы были выделены из состава Сарапульского района вследствие проведенного разукрупнения некоторых районов Кировского края. Данные административно-территориальные изменения были утверждены постановлением ВЦИК от 23 января 1935 г. «О сети районов Кировского края». Вновь образованный Каракулинский районный исполнительный комитет Советов РК и КД подчинялся Кировскому краевому исполнительному комитету Советов РК и КД.
В декабре 1936 г. Кировский край был переименован в Кировскую область.
Постановлением ВЦИК от 22 октября 1937 г. Каракулинский район из Кировской области передан в состав Удмуртской АССР.
Конституция СССР 1936 г. и изданные на ее основе Конституция РСФСР 1937 г. и Конституция УАССР 1937 г. внесли значительные изменения в организацию и порядок образования высших и местных органов советской власти. Местные Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов преобразовывались в Советы депутатов трудящихся. Вводилась система прямых выборов Советов депутатов трудящихся всех уровней на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании.
Районный Совет депутатов трудящихся избирался гражданами района сроком на 2 года.
Сессии районных Советов депутатов трудящихся проходили не реже 6 раз в год. Для ведения заседаний сессии из числа депутатов избирались председатель и секретарь.
В качестве исполнительного и распорядительного органа районным Советом депутатов трудящихся избирался исполнительный комитет, являвшийся высшим органом государственной власти на территории района в период между сессиями районного Совета депутатов трудящихся.
При исполнительных комитетах районных Советов депутатов трудящихся в обязательном порядке образовывались отделы: земельный, народного образования, финансовый, внутренней торговли, здравоохранения, социального обеспечения, общий, дорожный, а также плановая комиссия и сектор кадров. В соответствии с местными условиями и утверждением Президиума Верховного Совета УАССР могли дополнительно образовываться коммунальный отдел и отдел местной промышленности.
На территории Удмуртской АССР районные исполнительные комитеты имели двойную систему подчиненности – избравшему их районному Совету депутатов трудящихся и Совету народных комиссаров УАССР. Отделы районного исполнительного комитета также подчинялись, во-первых, районному Совету депутатов трудящихся и его исполнительному комитету, во-вторых, профильному народному комиссариату УАССР.
Верховный Совет УАССР и СНК УАССР имели полномочия отменять или приостанавливать решения и распоряжения районных Советов депутатов трудящихся и их исполнительных комитетов.
24 декабря 1939 г. на первых всеобщих выборах в местные Советы депутатов трудящихся, прошедших в соответствии с новой Конституцией, был избран Каракулинский районный Совет депутатов трудящихся I созыва.
По состоянию на 1 ноября 1945 г. в состав Каракулинского района входили 15 сельсоветов: Арзамасцевский, Вятский, Гремячевский, Каракулинский, Колесниковский, Кулюшевский, Ломовинский, Марагинский, Новопоселенский, Новоселовский, Ныргындинский, Усть-Саклинский, Чегандинский, Черновский, Шумшоринский.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 июня 1954 г. произведено укрупнение сельсоветов Каракулинского района УАССР.
По состоянию на 1 августа 1957 г. в Каракулинском районе числилось 7 сельсоветов: Арзамасцевский, Вятский, Каракулинский, Кулюшевский, Новопоселенский, Чегандинский, Черновский.
На основании постановления Президиума Верховного Совета УАССР от 8 декабря 1962 г. и указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 февраля 1963 г. Каракулинский район был ликвидирован, его территория передана укрупненному Сарапульскому сельскому району.
Каракулинский район вновь образован на основании указов Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 января 1965 г. и Президиума Верховного Совета УАССР от 16 января 1965 г. в составе Арзамасцевского, Большекалмашевского, Вятского, Галановского, Каракулинского, Ныргындинского и Чегандинского сельсоветов.
Согласно Конституции СССР 1977 г., Конституции РСФСР 1978 г. и Конституции УАССР 1978 г. районные Советы депутатов трудящихся были преобразованы в районные Советы народных депутатов.
Срок полномочий районных Советов народных депутатов и их исполнительных комитетов был продлен до 2,5 лет, периодичность сессий установлена не реже 4 раз в год. Количество отделов и управлений исполнительных комитетов районных Советов народных депутатов конституционно не регламентировалось.
24 февраля 1980 г. состоялись общесоюзные выборы в местные Советы народных депутатов I созыва, был избран Каракулинский районный Совет народных депутатов.
По состоянию на 1 января 1989 г. в состав Каракулинского района входило 8 сельсоветов: Арзамасцевский, Большекалмашинский, Вятский, Галановский, Каракулинский, Кулюшевский, Ныргындинский, Чегандинский.
На основании Указа Президента РФ от 26 октября 1993 г. № 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» и Закона УР от 27 января 1994 г. «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике» предусматривалась ликвидация системы местных Советов народных депутатов не позднее июня 1994 г.
Решением Каракулинского районного Совета народных депутатов от 6 мая 1994 г. деятельность Каракулинского районного Совета народных депутатов и его исполнительного комитета прекратилась.
Переименования фонда
Наименование | Начальная дата | Конечная дата |
---|---|---|
Исполнительный комитет Каракулинского районного Совета народных депутатов | 1980-02-24 | 1994-05-06 |
Исполнительный комитет Каракулинского районного Совета депутатов трудящихся | 1965-01-12 | 1980-02-23 |
Исполнительный комитет Каракулинского районного Совета депутатов трудящихся | 1939-12-24 | 1963-02-01 |
Каракулинский районный исполнительный комитет Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов | 1935-01-23 | 1939-12-23 |
Каракулинский районный исполнительный комитет Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов | 1923-10-01 | 1932-01-01 |