Станция Ижевск Московско-Казанской железной дороги, г.Ижевск Удмуртской автономной области, ( 1920г.-
- Номер фонда:
- Р-254
- Начальная дата – конечная дата:
- 1920–1927
Описи (1)
№ описи | Наименование описи | Тип описи | Начальная дата – конечная дата | Объём ед. хр. |
---|---|---|---|---|
1 | документов постоянного срока хранения | Управленческая документация | 1920–1927 |
Аннотация
Приказы, распоряжения, циркуляры, инструкции Наркомата путей сообщения РСФСР, Управления Московско-Казанской железной дороги. Протоколы собраний телеграфных работников, артели грузчиков. Тарифные соглашения, заключенные начальником станции с профсоюзной организацией.
Личные счета, табеля, списки рабочих и служащих станции Ижевск и службы движения Московско-Казанской железной дороги.
Историческая справка
Важность и значение рельсового пути для Камско-Вятского края признавались еще в конце прошлого столетия. Вопрос о соединении края железной дорогой с торгово-промышленными центрами империи неоднократно поднимался в местных земских собраниях и городских управлениях, возбуждались соответствующие ходатайства перед правительством. Производились не раз предварительные изыскания для проектирования железнодорожных линий инженерами Михайловым, Бенземаном, Износковым, Баталиным, при чем направления железнодорожных путей менялись сообразно с возникавшими обстоятельствами и потребностями той или иной местности. Но все ходатайства земств и городов из-за отсутствия средств не получали разрешения, пока не начались изыскательские работы по проектированию железной дороги Казань - Екатеринбург.
В 1911 г. вопрос о строительстве Казанбургской железнодорожной линии рассматривался Межведомственной комиссией при Департаменте железнодорожных дел при участии представителей от торговых и промышленных заведений края. Подряд на сооружение дороги сроком до 1917 г. взяло на себя Общество Московско-Казанской железной дороги. В конце июля 1912 г. в Ижевский завод прибыла партия инженеров для производства изыскания направления предположенной к сооружению железнодорожной ветки, проходящей от магистрали Казань-Екатеринбург через Ижевский завод и для выбора места для будущей станции.
К строительству дороги приступили в 1914 г. Летом 1915 г. построена железная дорога Агрыз - Ижевск, в конце 1915 г. - железнодорожная линия Ижевск - Воткинск, в 1916 г. - железнодорожная ветка Ижевск - Гольяны. В 1916 г. открыто движение по линии Агрыз - Ижевск - Воткинск.
В 1918 г. согласно декрету Совнаркома от 20 февраля 1918 г. управление дорогой перешло в ведение Наркомата путей сообщения РСФСР.
В январе 1921 г. в списке служащих ст. Ижевск значились: начальник станции, 3 [диспетчера], 2 конторщика, 2 весовщика, составщик, сцепщик, 6 стрелочников, 5 сторожей.
В 1920-е гг. ветка Агрыз-Ижевск-Воткинск по своему состоянию полотна и линейных сооружений была способна пропустить по участку до 12 пар поездов, а по состоянию оборудования самой станции могла переработать до 6 пар поездов. Такая скромная возможность станции являлась следствием того, что дорога строилась накануне войны. С объявлением войны достройка производилась наспех и в эксплуатацию дорога перешла исполненной кое-как. Запроектированные надлежащим образом путевые и станционные сооружения были подменены другими без учета особенностей местности. Выстроено деревянное пассажирское здание с залом ожидания на 50 человек без помещения под багажное отделение, буфет и прочие удобства. Кроме того имелся малообъемный резервуар, небольшое помещение для персонала и 4 станционных пути: два для приема и отправления пассажирских поездов и столько же - для товарных.
Первоначально на станции не имелось специальных путей для выгрузки стройматериалов. Грузы выгружались между путями приемно-отправных линий. Позднее были приняты меры к дооборудованию станции, но эти мероприятия дали станции всего один пакгауз с тупиком на 48 вагонов и тупик для живности и навалочных грузов. На 1 октября 1929 г. на ст. Ижевск имелось 2 пакгауза емкостью до 70 вагонов.
В 1952 г. в километре от старого вокзала был построен новый вокзал, предназначенный для приема и отправления пассажирских поездов. Старый вокзал превратился в товарную станцию Ижевск-II.